Герман Греф чуть было не прервал на год переговоры о вступлении в ВТО.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
После многолетних переговоров о вступлении России в ВТО официальные лица правительства наконец-то сообщили общественности о реальном состоянии дел. Информация оказалась очень пессимистичной.
"Заговор молчания" прорвал министр экономического развития и торговли Герман Греф, побывавший на прошлой неделе в Брюсселе. Там он вел переговоры с комиссаром ЕС по торговле Паскалем Лами, ведь отношения с Европейским союзом - это главная проблема России на переговорах по ВТО. Европейцы всегда в жесткой форме требуют выравнивания цен на энергоносители, открытия российского рынка, снижения госпомощи сельскому хозяйству. На какие-то уступки Россия готова пойти - в частности, Греф вез в Брюссель сообщение, что Россия снимает большинство ограничений на работу в России иностранных страховых компаний. Но европейцев наши уступки не устроили. В четверг, после возвращения из Брюсселя, Греф заявил: "Переговоры проходят очень тяжело. Они в тупике". По словам министра, две делегации едва не решили прервать переговоры на год.
На переговорах были два главных пункта разногласий. Во-первых, ЕС требовал от России единовременно повысить уровень внутрироссийских цен на нефть и газ до среднеевропейского уровня. Во-вторых, европейцы имеют претензии к принципам эксплуатации российских газопроводов. То есть, по сути, ЕС хотел бы реформировать "Газпром". По мнению российской делегации, уровень цен на энергоносители вообще не относится к компетенции ВТО. Что же касается газопроводов, то, по словам Грефа, "эта проблема регламентирована ВТО, но ни одна из стран, вступающих в организацию, не брала на себя никаких обязательств по таким вопросам".
В тот же день президент России Владимир Путин, выступая на встрече деловых кругов России и Германии в Екатеринбурге, еще раз продемонстрировал твердость и нежелание идти на уступки по принципиальным вопросам (см. "НГ" от 10.10.03). По словам Путина, европейские бюрократы пытаются "выкручивать руки", но "руки у России все крепче и крепче и их не выкрутить даже таким крепким партнерам, как в Евросоюзе". Требование повышения цен на нефть и газ Путин охарактеризовал как неправильное и нечестное, а требование Европы использовать нашу газотранспортную систему - как неприемлемое. Путин подчеркнул, что Россия намерена и дальше сохранять контроль государства над газопроводной системой и ОАО "Газпром".
В пятницу другие официальные лица попытались сгладить резкость заявления Путина и Грефа. Премьер-министр Касьянов отметил, что переговоры "не зашли в тупик". Он выразил надежду, что все трудности переговорного процесса будут преодолены.
Заместитель Грефа Максим Медведков сказал: "Я не думаю, что это полный тупик. С чем мы столкнулись - мы столкнулись с определенным кризисом, который, в свою очередь, вызван отсутствием понимания и у наших партнеров, и у ЕС, и у российской стороны". Впрочем, дипломатичность опытного переговорщика Медведкова не могла скрыть серьезной ситуации. По признанию замминистра, "мы в течение последних лет не смогли сблизиться ни по одному пункту так называемого аналитического пакета, у нас сейчас пока нет конкретного понимания, как мы будем двигаться дальше".
Для того чтобы ситуация не казалась излишне мрачной, Медведков отметил, что в менее острых вопросах переговоры продвигаются. В частности, Россия и ЕС близки к соглашению по условиям доступа на рынок страховых, банковских и коммуникационных услуг. Недавно прошли успешные переговоры с США и Японией.
В ближайшие дни Минэкономразвития должно получить у ЕС новые предложения по условиям вступления в ВТО. На этой неделе Паскаль Лами приезжает в Россию. Но остаются большие сомнения, что ситуация сможет разрешиться. Лами уже успел заявить агентству Франс Пресс, что "Евросоюз не требует от России соблюдать какие-то дополнительные или неразумные правила. Если страна-кандидат не выполняет этих правил, то она не вступает в ВТО".