- Сергей Анатольевич, как вы считаете, отвечает ли действующий сейчас Закон "О рекламе" современным требованиям?
- Когда этот закон был принят в 1995 году, он действительно решил много проблем и стабилизировал отношения, которые складываются на рекламном рынке. Тем не менее рынок рекламы развивается очень динамично, поэтому, естественно, отдельные положения требуют корректировки с учетом в том числе экономических изменений. По мнению министерства, рекламное законодательство нужно по некоторым направлениям совершенствовать.
- А как вы считаете, нужно вносить изменения в старый закон или писать новый?
- Писать новый закон, который принципиально изменил бы регулирование отношений в сфере рекламы, не нужно. Но необходимо устранить пробелы и несовершенства, которые содержит закон. И неважно, как будет выглядеть по форме - в виде нового закона или внесения изменений в действующий закон, концептуальные положения должны сохраниться.
- Есть ли у МАПа конкретные предложения по внесению изменений?
- Во-первых, в российском законодательстве присутствует негативная тенденция, которую нужно менять. В различных отраслевых законах есть нормы, которые регулируют отношения в сфере рекламы, многие из которых просто не применяются. Однако их наличие создает большое количество споров. В частности, много спорных моментов в применении статьи 17 закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, который устанавливает требования к рекламе алкоголя.
- А они противоречат закону о рекламе?
- Вопрос о том, противоречат они или устанавливают дополнительные требования, деликатный. Несмотря на то что субъекты рекламной деятельности пытались доказать в суде факт противоречия закона о госрегулировании оборота этилового спирта закону о рекламе, Высший арбитражный суд подтвердил, что противоречия нет, а есть дополнительные требования. Чтобы таких конфликтов не возникало, лучше все отношения устанавливать в рамках одного отраслевого закона - закона о рекламе. Кроме того, серьезным вопросом является регулирование вопросов размещения наружной рекламы. Органы местного самоуправления зачастую принимают акты, которые регламентируют содержание рекламной информации, которая размещается на средствах наружной рекламы.
- Каким образом?
- Например, в субъекте Федерации или на уровне местного самоуправления принимается закон, который запрещает размещать рекламу пива или табака на территории субъекта. Но содержательная часть, и закон о рекламе это прямо устанавливает, может регулироваться только федеральным законодательством. Поэтому в законе необходимо более четко разграничить компетенцию органов местного самоуправления и федеральных органов власти в части выдачи разрешений на размещение средств наружной рекламы. Местные власти должны следить, чтобы щиты и панно не мешали людям ходить и не затрудняли дорожного движения, а их содержание - компетенция только федеральных органов, и это нужно четко обозначить. Еще один важный момент - решение проблемы с рекламой различных телемагазинов и других способов дистанционной продажи товаров. Очень часто по телевидению, путем почтовой рассылки гражданам предлагается приобретать товары с помощью телефона или абонентского ящика. Ведь после того, как граждане перечисляют свои деньги и получают товар, он часто оказывается ненадлежащего качества. Найти продавца практически невозможно - не то что гражданину, а даже антимонопольным органам, которые имеют больше возможностей. По сути, осуществить свою защиту потребитель самостоятельно не может. Поэтому министерство планирует внести в закон о рекламе изменения, которые регламентировали бы распространение рекламы в этих случаях.
- А как это можно регламентировать?
- Речь идет об обязанности размещать в такой рекламе информацию о фирменном наименовании и местонахождении продавца рекламируемых товаров, чтобы потребитель мог предъявить претензии в отношении качества товаров. Одновременно за этой информацией покупатель сможет обратиться и к распространителю рекламы, который обязан будет ему такую информацию предоставить. Еще одна серьезная проблема - распространение рекламы в радио- и телепрограммах. Несмотря на то что в 2001 году в Закон "О рекламе" вносились изменения, остались пробелы, требующие устранения. В частности, закон устанавливает, что реклама в радио- и телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, не должна превышать 20% эфирного времени. С первых дней применения этой нормы возник вопрос - от какой единицы считать 20%? От минуты, часа, суток? Потому что в часе рекламы может быть и 25%, а если посчитать в целом за сутки - 15%. В связи с этим возникло множество конфликтных ситуаций. Сегодня есть договоренность между контролирующими органами - МАП, Минпечати и органами саморегулирования, Национальной ассоциацией телевещателей, и мы осуществляем подсчет от суток, но это требует закрепления в законе. Вторая проблема - возможность размещения в радио- и телепрограммах одновременно рекламных блоков и рекламы в виде наложений. Формулировка в действующей редакции закона непонятна - можно ли использовать в рамках передачи и бегущую строку, и прерывание или нет? И судебные решения не дают однозначного ответа на этот вопрос. И, наконец, еще одна проблема, которую предстоит решать, - реклама брэндов и товарных знаков, которые ограничены или запрещены к рекламированию определенным способом. Думаю, у всех на слуху эти истории - реклама, допустим, питьевой воды "Гжелка" или слабоалкогольных коктейлей "Флагман", которых на рынке, по сути, нет. Таким образом производители крепких алкогольных напитков обходят установленные законом запреты. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос об использовании брэндов или товарных знаков, зарегистрированных для различных категорий, в рекламе других товаров. Если запрет существует, нужна гарантия его реализации. А если он не нужен - его нужно отменять, ведь эффекта от такого запрета все равно не будет.