Борис Алешин оставит МВД без техосмотра.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
До последнего времени все знали, что административная реформа идет, но никто точно не знал, что это такое. Но вот, вчера после посвященного реформе заседания правительства картина стала более или менее проясняться. На настоящем этапе административная реформа сводится к отмене избыточных и дублирующих функций министерств и ведомств. Всего у правительственных учреждений насчитывается около 5600 функций. К сегодняшнему дню комиссия под руководством вице-премьера Бориса Алешина успела проанализировать 450 из них. И выяснилось, что 87 из них - избыточные, а еще 24 - дублирующие. Всего правительство приняло решение отменить 111 функций. То есть каждая четвертая из проанализированных функций правительства оказалась на поверку ненужной. У Минюста отняли функцию устанавливать количество нотариусов в округах, а у оборонных агентств - функции контроля за расчетами между субъектами отрасли. Некоторые из функций, которыми раньше занимался госаппарат, теперь передаются саморегулируемым организациям, в частности это относится к функции Минфина в области бухучета. Но пожалуй, наибольший интерес у населения вызывает передача функции проведения техосмотра автомобилей от ГИБДД коммерческим структурам.
Комиссия Алешина планирует завершить анализ функций российских министерств и ведомств до 24 февраля 2004 года. "Работа с функциями ведомств - это вполне логичное начало административной реформы, - отметил в беседе с корреспондентом "НГ" руководитель Центра проблем госуправления Высшей школы экономики Павел Кудякин. - Прежде чем начать разрабатывать будущую структуру госаппарата, нужно сначала понять, чем этот госаппарат занимается. В результате в этой работе мы получим "исправленный" набор функций госаппарата. Потом, уже в следующем году, можно будет заняться разработкой структуры правительства, то есть группировкой этих функций, разделяя разные типы деятельности правительства - политическую, правоустановительную, правоприменительную и так далее".
Но хватит ли у правительства политической воли, чтобы радикально реформировать само себя? "Поручать правительству реформировать само правительство - это не совсем правильно, - заявил "НГ" депутат Госдумы Александр Баранников. - Правительство - это очень сложный механизм, в нем существуют огромные конфликты интересов. В результате правительственной реформы если будут сокращены какие-то функции, то самые несущественные. В процедуру разработки административной реформы должны быть привлечены представители бизнеса. Очень жаль, что до сих пор РСПП почти не участвовал в этом. К тем предложениям по административной реформе, которые выдвигал РСПП, правительство должно было бы отнестись более внимательно".
Впрочем, на судьбу реформы может повлиять не только тихий саботаж бюрократии, но и борьба группировок внутри политической элиты. "Игра в административную реформу происходит у нас очень давно и очень забавно, - сказал корреспонденту "НГ" депутат Госдумы Борис Надеждин. - С одной стороны, есть суперлиберальные проекты Грефа и его команды, которые неизменно одобряются на заседаниях правительства. В этих проектах есть все что нужно - и конкурсы, и контракты, и раскрытие информации, и устранение конфликта интересов. Но, с другой стороны, есть вполне конкретные законопроекты, которые поступают из Кремля. Так недавно Кремлем был продавлен закон о государственной службе, в котором нет опять никакой открытости и ничего не делается для устранения конфликта интересов, а на всех чиновников навешиваются погоны, всем присваиваются чины, и главным основанием для продвижения по службе является чин и выслуга лет. Я поддерживаю идеи Грефа, но хорошо бы, чтобы именно те идеи воплощались в законопроекты, которые Кремль вносит в Думу".