В первом полугодии 2003 года более чем на треть увеличилось число криминальных врезок в нефтепроводы по всей стране. После несанкционированной врезки в трубу нефть по специальным шлангам перекачивается в нефтеналивные машины и увозится на переработку. А затем уже переработанный, зачастую очень низкого качества бензин поступает в продажу. По такой схеме работают тысячи преступных организаций по всей стране.
Только в одном Татарстане за первое полугодие было зарегистрировано 12 случаев врезок, нанесших предприятию "Северо-Западные магистральные нефтепроводы" ущерб почти на 4 млн. руб. Причем все большую долю в этом прибыльном бизнесе стали занимать крупные нефтеперерабатывающие заводы, мощности которых используются для переработки ворованной нефти. Теперь уже не в бочках по оврагам, а почти легально "левая" нефть перерабатывается в горюче-смазочные материалы. Здесь, понятно, речь идет и о гораздо больших объемах краж, и о более серьезной организации преступных сообществ с разветвленными коррупционными связями и устойчивыми каналами сбыта похищенного.
Однако бороться со сложившейся в последние годы ситуацией на государственном уровне, похоже, никто не собирается. Государственная Дума год назад приняла поправки в Уголовный кодекс РФ: хищения нефти из нефтепроводов были признаны преступлениями средней тяжести и фактически приравнены к карманным и квартирным кражам. А это значит, что уровень расследования по таким делам снижен, и теперь эти преступления расследуются органами дознания, а не следствия. Соответственно и наказания за подобные преступления стали более мягкими: уличенного в хищении гражданина теперь нередко выпускают под подписку с перспективой осуждения к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Как считают в отделе охраны нефтепроводов компании "Транснефть", "раньше хищения нефти по уголовному законодательству относились к категории тяжких и особо тяжких преступлений, на них обращали первоочередное внимание сотрудники милиции, с которых за работу и спрашивали соответственно, теперь же внимание правоохранительных органов к нашей проблеме совсем не то". Сотрудниками милиции (совместно с работниками службы безопасности "Транснефти") борьба с нефтяными хищениями все-таки ведется: за 8 месяцев этого года были задержаы более 150 преступников. Но на законодательном уровне усиливать полномочия людей, ответственных за охрану нефтепроводов, и тем самым противостоять утечкам нефтяных денег никто не хочет. Понятно, что если по закону борьбой с подобными преступлениями занимается районное отделение милиции, то дальше ареста исполнителя дело, как правило, не идет. Вести расследование в "чужом" районе, куда чаще всего тянут нити преступления, рядовому следователю нет резона.
В ходе разбирательств по делам о краже нефти часто происходит много странных вещей. За прошлый год только четыре автомобиля из почти двухсот задержанных при хищениях нефти были арестованы, остальные возвратились к владельцам, даже строчкой не отмеченные в уголовных делах. Водители, по сути являясь пособниками преступников, остаются по сегодняшним законодательным нормам практически безнаказанными.
Крупные нефтяные и газовые компании на фоне отсутствия у милиции реальных рычагов воздействия сами стараются противодействовать преступникам, создавая мобильные группы реагирования по охране узловых станций прокачки нефти и всей линейной части трубопровода. Но без законодательного сопровождения дальше задержания подозреваемого даже у таких (обычно высоко технически оснащенных) групп дело не идет.
Возможно, дело с мертвой точки сдвинет созданная недавно правительственная комиссия, возглавляемая вице-премьером Христенко. По инициативе комиссии готовится ряд предложений по внесению изменений и дополнений в действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство с тем, чтобы у правоохранительных органов наконец-то появились законные рычаги воздействия не только на рядовых исполнителей нефтяных преступлений, но и на подпольную сферу этого организованного преступного сообщества.
Прислушаются ли депутаты к мнению высокой комиссии, остается пока неясным. Между тем не секрет, что в условиях все более усиливающейся зависимости России от экспорта нефти трубопровод становится объектом стратегическим, нуждающимся в усиленной охране. К тому же не стоит сбрасывать со счетов и угрозу со стороны террористов, ведь слабо защищенные трубопроводы - потенциальный источник опасности. А нацеленность преступников на хищения нефти не исключает ошибочных врезок в газопроводы, которые часто располагаются в единых технологических коридорах с нефте- и нефтепродуктопроводами, что может привести не просто к локальному взрыву, а к крупной техногенной катастрофе с серьезными экологическими последствиями.