Куда-то выведет на этот раз нефтяная труба?
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Вячеслав Никонов, президент фонда "Политика"
Санкции президента и правительства есть на оба проекта. Это может создать серьезные проблемы: и китайцы и японцы воспринимают декларации о намерениях как нечто святое и обязывающее, и любое отступление от договора будет восприниматься как скандал.
Проблема еще и в том, что наши стратегические приоритеты не сформулированы. Ответвление нефтепровода на Находку - это тоже политически обусловленный проект. За него выступают Япония, Корея, страны Юго-Восточной Азии и, между прочим, США - самый крупный потребитель нефти в мире. Замыкать все наши нефтяные ресурсы Восточной Сибири только на Китай - значит делать Россию зависимой от одного потребителя. А в рыночных отношениях при одном потребителе условия диктует не продавец, а потребитель.
Есть здесь и другая политическая подоплека: "китайский" вариант - это проект ЮКОСа, у которого есть могущественные политические противники в Кремле, и они сделают все, чтобы этот проект никогда не состоялся.
То, что мы никак не можем определиться и бесконечно затягиваем сроки, очень плохо для российско-китайских отношений. Это было ясно уже из формата визита Касьянова, которого даже не поселили в правительственной резиденции, а журналистам не дали синхронный перевод во время встречи ШОС. И сейчас одна за другой могут срываться все сделки, которые были заключены российскими компаниями с китайскими партнерами.
Дмитрий Орлов, заместитель генерального директора Центра политических технологий, главный редактор "Политком.Ру"
Российское правительство не торопится, и в этом есть логика: проекты такого масштаба готовятся очень долго. Однако с приоритетами пора бы определиться, ведь люди с восточным менталитетом воспринимают происходящее сквозь особую призму. И если соглашение подписано, а разработка документов и осуществление проекта задерживаются, те же китайцы начинают что-то подозревать.
Я всегда выступал за более выгодный в геоэкономическом отношении проект нефтепровода к Тихоокеанскому побережью, однако окончательный выбор должен делаться исходя из реальных ресурсов. Если консультации с Японией выявят их наличие, то спорить будет не о чем. Нужно будет думать о том, как не обидеть Китай. Если же Япония не гарантирует заявленных в июле 13-миллиардных инвестиций, нужно будет вспомнить о синице, которая уже почти в руках, - маршруте на Дацин.
Владимир Лукашов, исполнительный секретарь межфракционного депутатского объединения "Российские инвестиции"
Складывается впечатление, что наше правительство хочет убить двух зайцев: получить инвестиции и от Японии, и от Китая. Правда, в таком случае непонятно, откуда взять нефть сразу на два проекта. Или же просто Россия надеется выжать из Китая как можно больше средств на строительство нефтепровода Ангарск-Дацин. Что тоже неправильно, потому что если и российскую часть строительства будет финансировать Китай, то возникнет вопрос о собственности.
Мне кажется, в результате ситуация будет улажена ко всеобщему удовольствию. Во всяком случае, политическая подоплека (ситуация с ЮКОСом) здесь уже не замешана. На наших отношениях с Китаем эта неприятная ситуация отразиться не должна: слишком много у нас общих интересов.
Анатолий Егорин, заместитель директора Института востоковедения РАН
Китаю российская нефть нужна как воздух: у них и сейчас рост потребления идет, а через семь лет цифра может вырасти в два раза. Поэтому с точки зрения экономической перспективы, конечно, нам нужно было бы гнать нефть в Китай и гарантированно много лет получать за нее деньги. Но, с другой стороны, если нефтепровод пойдет только в Дацин, то это означает определенную зависимость от Китая: они могут начать сбивать цену, торговаться, а мы никому другому продавать эту нефть уже не сможем. Если строить на Находку, то там нашим покупателем может стать не только Япония, а весь Азиатско-Тихоокеанский регион. Значит, и не будет зависимости от капризов одного покупателя, следовательно, и цену можно будет сделать более высокой. И, хотя все объективные цифры говорят о преимуществе "китайского" проекта, вариант на Находку может в перспективе оказаться и более выгодным.
Что касается политических отношений с Китаем, то, конечно, Китай - наш важный стратегический партнер, но свои интересы нужно учитывать в первую очередь. Это тот случай, когда политика уступает место экономике. Я не считаю, что наше правительство проявляет в данном случае нерешительность - скорее это расчет.