С сегодняшнего дня (с ноля часов) все претензии (или наоборот - благодарности) граждане, путешествующие или перевозящие груз по железной дороге, должны направлять не в МПС, а в ОАО "Российские железные дороги". Это произошло в соответствии с решениями правительства после вчерашнего подписания передаточного акта, согласно которому "РЖД" получили в уставный капитал имущество железнодорожной отрасли на сумму более 1,5 трлн. рублей. Подписали этот акт президент ОАО "РЖД", недавний министр путей сообщения Геннадий Фадеев, исполняющий обязанности министра путей сообщения России Вадим Морозов и первый заместитель министра Минимущества РФ Александр Браверман. Кроме передачи имущества вчера до ноля часов были закрыты банковские доходные счета МПС и были открыты новые. Вчера же руководители всех 17 железных дорог России стали руководителями филиалов "РЖД". Интересно, что в МПС одновременно появились 17 представителей министерства, которые будут надзирать за каждым филиалом (хотя пока структура нового "урезанного" МПС до конца не решена и, как называются эти "смотрители", неясно).
На состоявшейся перед этим пресс-конференции первый заместитель министра путей сообщения Владимир Якунин назвал подписание передаточного акта "формализацией компании". Он рассказал, что согласно акту в ведение новой структуры будет передано 987 предприятий (в том числе и стадион "Локомотив") из 2046, принадлежащих МПС. Еще 78 предприятий будет приватизировано. "Созданное акционерное общество будет стремиться увеличить прибыли от тех объектов, которые перейдут в его ведение, поскольку в отличие от госструктур акционерное общество не может позволить себе работать в убыток", - сказал замминистра. В то же время он сказал, что "РЖД" приветствует появление частных перевозчиков, которые несколько нарушат монополию государства и создадут здоровую конкуренцию. Хотя скорее всего тут дело несколько в другом. Желает или нет новое акционерное общество - частные перевозчики уже появились и активно работают. Об этом, кстати, говорил и сам замминистра. По его словам, сейчас примерно 60% наливных грузов перевозится частными компаниями. "Никто не может препятствовать появлению конкуренции. И "РЖД" заинтересовано в ее развитии, но на хороших основаниях", - пояснил он. По его словам, зачастую частные перевозчики хотят получить в свое распоряжение прибыльные линии пассажирского движения, такие, как казанское и ленинградское направления, а убыточные оставить "РЖД".
Говоря о составе совета директоров новой организации, в частности о желании Российского союза промышленников и предпринимателей видеть в нем своих представителей, Владимир Якунин заметил, что "некоторые организации путают божий дар с яичницей". "Никаких полномочий по государственному контролю у РСПП нет, а общественный контроль они могут осуществлять и со стороны", - сказал он. Кроме того, Владимир Якунин уверил журналистов, что нынешняя железнодорожная реформа не повлияет на существующие тарифы на перевозку: "Рост тарифов зависит не от нас, а регулируется государством, поэтому даже если бы мы захотели "отомстить" РАО "ЕЭС" за повышение тарифов на электроэнергию, мы не смогли бы этого сделать". Впрочем, он сразу оговорился, что никому мстить "РЖД" не собирается.