Несмотря на то что мобильный телефон давно уже перестал вызывать удивление и зависть к его обладателю, рынок сотовой связи далеко не исчерпан. Об этом говорят отчеты, которые регулярно публикуют операторы мобильной связи.
Рост выручки у главных российских сотовых операторов во втором квартале весьма удивил аналитиков. Он оказался выше, чем предполагалось по самым оптимистичным прогнозам. У МТС выручка выросла на 22%, а у "ВымпелКома" на 25%. Конечно, большую роль сыграл так называемый "сезонный" фактор - летние предложения операторов обычно всегда привлекают довольно много новых клиентов. Но главное удивление специалистов вызвало не это, а существенное увеличение средней выручки, поступающей от абонента. По словам аналитика ИК "Атон" Вадима Котикова, обычно во втором квартале этот показатель снижается. Однако россияне все больше привыкают общаться друг с другом именно по мобильной связи - продолжительность разговоров абонентов "Би Лайн" увеличилась на 15% по сравнению с предыдущим кварталом. Благодаря этому рост выручки "на абонента" у "ВымпелКома" составил 6%, что, по мнению специалистов, довольно много. В среднем каждый абонент тратит ежемесячно примерно 14 долларов.
Вторая тенденция - "размывание" операторами своих абонентских баз. Это неудивительно, если учесть, что богатые клиенты давно уже поделены между компаниями. Теперь и "Би Лайн" и МТС все дальше продвигаются в низкодоходные сегменты рынка, стремятся предложить свои услуги как можно более широкому кругу лиц, пусть даже прибыль от каждого такого клиента будет не слишком высока. Для этого операторы стремятся распространить свои сети по всем региона России, несмотря на то что в них население должно быть беднее. Этому есть несколько причин. Во-первых, рынки Москвы и Санкт-Петербурга уже очень сильно выбраны. Во-вторых, если не будет экономических потрясений и благосостояние большей части населения будет расти, больше окажутся и прибыли компаний, предоставляющих связь. Впрочем, как отметил первый вице-президент компании "ВымпелКом" Николай Прянишников, региональные операции уже приносят прибыль, причем произошло это всего за два года с момента выхода их компании в регионы. "Сегодня за пределами столицы мы обслуживаем более 4 миллионов клиентов, а темпы роста абонентской базы уже значительно превышают рост в Москве", - добавил он.
Кроме того, Вадим Котиков отмечает еще одну тенденцию - высокий уровень прибыльности. "У МТС маржа прибыли до выплаты налогов, процентов и амортизации составила 53,6%. А "ВымпелКом" показал маржу в регионах в 36%, что сравнимо с европейскими операторами", - говорит аналитик. По его мнению, это означает, что раньше потенциальный платежеспособный спрос в регионах явно недооценивался. Впрочем, операторы стремятся исправить эту ситуацию. Так, Николай Прянишников уверен, что в будущем основной рост абонентской базы будет происходить именно за счет регионов, так как "проникновение сотовой связи в Москве уже близится к своему максимуму".