Сергей Степашин будет искать 'грязные' деньги у экспортеров и импортеров.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин выступил с сенсационной финансовой инициативой. Он предложил рассмотреть вопрос о возможности проведения совместных международных проверок полноты поступления в бюджеты государств доходов от крупных внешнеэкономических сделок для выявления случаев легализации незаконных доходов. Другими словами, Степашин собирается "под микроскопом" изучать финансы компаний, занимающихся экспортно-импортными операциями. Под надзор будут взяты не только отечественные фирмы, но и зарубежные. При этом слово "крупные" не должно вводить в заблуждение - проверять будут всех импортеров и экспортеров, поскольку они все приносят доход бюджету в виде уплаты пошлин и налогов, а размер "контрольной" суммы можно установить любой. Эксперты затрудняются дать оценку предложению главы Счетной палаты, но говорят, что такой прессинг на бизнес негативно отразится на всей внешнеэкономической деятельности России - предприниматели и без того "стонут" от общения с чиновниками, а теперь они еще вынуждены будут доказывать Счетной палате и комитету по финансовому мониторингу, что не занимаются отмыванием денег.
Кроме того, уже сейчас можно предположить, что эта инициатива Сергея Степашина не даст существенных результатов в деле борьбы с легализацией преступных доходов. По словам самого Степашина, из примерно 1 миллиона сообщений о подозрительных финансовых операциях, которые получил КФМ, до стадии уголовного дела дошли всего 13. При этом ни по одному из "чертовой дюжины" дел не было вынесено обвинительного приговора суда.
Логика Степашина следующая. На вчерашнем заседании рабочей группы Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) по борьбе с легализацией незаконных доходов он объявил примерную сумму, которая незаконно вывозится из России. По его словам, каждые пять лет из России утекает капитал на сумму примерно 60 млрд. долларов. "Часто эти деньги, уже "отмытые" за рубежом, возвращаются обратно в Россию, но уже в форме инвестиций, займов в зарубежных банках и компаниях, платежей за консалтинг, фальшивую аренду или в счет оплаты завышенной стоимости товаров", - рассказал Сергей Степашин.
В последнее время государство вообще сильно активизировалось в сфере противодействия легализации этих доходов. Так, российский Комитет по финансовому мониторингу (КФМ) подписал в среду соглашение о сотрудничестве со своими американскими коллегами - Сетью по борьбе с финансовыми преступлениями США (ФинСЕН). Согласно подписанному документу стороны будут обмениваться информацией, в том числе и данными о деятельности физических лиц и организаций, осуществляющих подозрительные операции, что также не обещает легкой жизни российским предпринимателям, которые привыкли работать через иностранные офшоры.
Кроме того, глава Счетной палаты предложил усилить контроль за финансистами и банками в части соблюдения ими правил по противодействию отмыванию преступных доходов. По его словам, органы финансового контроля должны контролировать банковскую сферу, а также оценивать соблюдение установленных правил по противодействию отмыванию денег в кредитных организациях. Видимо, эту миссию Сергей Степашин готов принять на плечи своего ведомства. "Правоохранительным органам очень трудно в одиночку предпринимать действенные меры по борьбе с сомнительными финансовыми операциями", - заметил он. По его мнению, высшие органы финансового контроля должны выступать инициаторами комплексных проверок с привлечением уполномоченных и правоохранительных органов в рамках борьбы с отмыванием незаконных доходов. Вероятно, в связи с этим Степашин объявил, что в 2004 году его ведомство комплексно проверит Центробанк России, в частности, эффективность принимаемых им мер по недопущению в банковские системы преступных денег.
Характерным моментом во вчерашнем выступлении стало то, что цифры, которые Степашин называл, не сходились с данными КФМ. Так, глава Счетной палаты заявил, что в комитет поступило около миллиона сообщений о сомнительных операциях, из которых 13 тысяч было переправлено в правоохранительные органы. По словам же председателя КФМ Виктора Зубкова, эта цифра гораздо скромнее - 200 сообщений, а про уголовные дела он вообще ничего не говорил (может, стеснялся назвать эту смешную цифру 13). Этот небольшой эпизод хорошо иллюстрирует состояние дел в России по борьбе с грязными деньгами.