Свершилось - акционерное общество "Российские железные дороги" наконец-то получило руководителя. Как и прогнозировала "НГ", им стал теперь уже бывший министр путей сообщения Геннадий Фадеев. Реакция нового президента "РЖД" пока неизвестна, но думается, что он вздохнул с облегчением - слишком долго и нервно правительство решало кадровый вопрос. При этом и представители МПС, и другие чиновники подчеркивают, что Геннадий Фадеев не имел конкурентов, а его кандидатура была одобрена всеми заинтересованными ведомствами. Между тем сразу после назначения Фадеева заговорили о том, что он человек временный и недолго пробудет на должности президента АО "РЖД" (кандидатов, как обычно, очень много). Кроме того, один из главных вопросов: что будет с Министерством путей сообщения, которое в один миг из огромного и очень влиятельного ведомства превратилось в некий орган с весьма ограниченным кругом задач?
Сомнения в том, что МПС после реформы останется в виде министерства, появились после того, как вице-премьер Владимир Яковлев заявил, что до конца текущего года Министерство путей сообщения РФ будет преобразовано в департамент в составе Министерства транспорта. Правда, кроме самого Яковлева, никто из членов правительства о вероятной ликвидации МПС не говорил. В самом железнодорожном ведомстве такую возможность вообще категорически отрицают, но признают, что все может быть.
"Реформой железнодорожного транспорта ликвидация министерства не предусмотрена. Какие могут быть заявления? Мы же живем по документам, - заявил "НГ" начальник Центра по взаимодействию со средствами массовой информации и рекламе МПС России Константин Пашков. - Есть постановление правительства о структурной реформе федерального железнодорожного транспорта, которая рассчитана на три этапа. Первый этап сегодня завершен, начался второй этап - идет разделение государственных и хозяйственных функций. Образовано ОАО "РЖД", которое будет осуществлять хозяйственную деятельность, и остается Министерство путей сообщения, которое будет заниматься государственным регулированием на железнодорожном транспорте. То, что заявлялось, - это инициативы в рамках административной реформы, но она ведь еще никем не утверждена, никаких документов нет. Поэтому это домыслы и подобные высказывания дестабилизируют моральный климат на железной дороге".
В то же время некоторые аналитики считают, что размеры послереформенного МПС действительно соответствуют уровням департаментов Минтранса. "Те функции, которые остаются у МПС, это регулирующие функции - тарифы, контроль за безопасностью и так далее. Эти функции действительно тянут на два-три департамента", - считает директор департамента стратегического анализа компании "Ф.Б.К.-Консалтинг" Игорь Николаев. При этом он высказывается за "нетрадиционный" подход к реформе МПС. "Мне кажется, здесь нужно было бы пойти нестандартным путем. По факту надо включить остатки МПС в Минтранс в виде департаментов, но новое объединенное ведомство назвать Министерство путей сообщения. Аргументы такие. Когда в середине девятнадцатого века создавалось МПС, тогда оно занималось всеми видами транспорта, а не только железными дорогами. Второй аргумент - МПС это брэнд, а брэнд - великая сила в рыночной экономике", - рассказал он корреспонденту "НГ". Правда, в реализацию этой идеи Игорь Николаев не верит: "К сожалению, эта идея серьезно не воспринимается, у нас вообще проблема с восприятием нестандартных подходов".
Тем не менее при всей неясности судьбы МПС идет активная борьба за кресло министра путей сообщения. Пока его занимает первый заместитель министра Вадим Морозов, но скорее всего он на этом месте не удержится. Трудности с выбором кандидатов в министры связаны еще и с тем, что ожидается массовая "миграция" сотрудников МПС в аппарат ОАО "РЖД". Пока в министерстве не говорят, кто перейдет работать в ОАО, но, по словам Константина Пашкова, эти вопросы уже прорабатывались. "Формирование аппарата "РЖД" начнется в самое ближайшее время, поскольку все проработки штабом по реформе предварительно велись. О количестве сотрудников МПС, которые перейдут на работу в "РЖД", пока сказать точно нельзя. Могу лишь сказать, что будут привлечены лучшие работники железнодорожного транспорта".