- Как появилась идея Закона "О теплоснабжении"?
- Когда мы обсуждали пакет законов об электроэнергетике, то обратили внимание, что очень большой сектор энергетической генерации занимают "комбинированные" объекты энергетики, которые одновременно с электрической производят тепловую энергию. Этот сектор в России чрезвычайно велик - централизованным теплоснабжением закрывают порядка 70% всего теплоснабжения. Обсуждая с правительством реформу энергетики, мы решили что пакет законов необходимо дополнить законом о теплоснабжении. После принятия законов об электроэнергетике, мы приступили к разработке этого документа.
- Каковы главные новшества, содержащиеся в новом законе?
- Такого закона в Российской Федерации не было. Он должен обеспечить приоритет для комбинированных объектов электроэнергетики, что соответствует принятой правительством энергетической стратегии. Закон должен разграничить полномочия властей федерального, регионального и местного уровней, разделить между ними ответственность за теплоснабжение. Кроме того, закон предоставляет возможность вносить в производство тепловой энергии конкурентные отношения. В законе также содержатся предложения по изменению ценообразования в этой сфере. Транспортировка тепловой энергии, тепловые сети должны остаться в сфере государственного регулирования, а вот конкуренцию в сфере производства теплоэлектроэнергии закон допускает. Наконец, в законе будет прописана деятельность управляющих компаний в этой сфере. Этот вопрос сейчас очень активно обсуждается. Есть уже примеры таких компаний, одну из них совместно с рядом партнеров учредило РАО "ЕЭС России", по имеющейся информации подготовкой к созданию такой же компании занят Госстрой России. И еще одно важное обстоятельство: законом мы пытаемся разрубить серьезный узел взаимоотношений между поставщиками и потребителями электроэнергии. Закон прежде всего должен защищать потребителей тепла - а их права сегодня в законодательных актах не прописаны. Таким образом, мы пытаемся создать такой закон, которого у нас еще не было.
- А какова, согласно закону, будет роль федеральных властей?
- В процессе перехода к рыночной экономике мы потеряли вертикаль планирования в теплоснабжении. А это очень важный вопрос, и во всех развитых странах планирование теплоснабжения происходит на долгосрочной основе. В Дании, например, теплоснабжение планируется на 10-12 лет. Планирование включает в себя составление балансов топлива и энергии. Сегодня более 40% всех добываемых на территории России топливных ресурсов используют на цели теплоснабжения. Планирование этого процесса требует особо тщательного подхода, поскольку диспропорции в ценах на основные виды топлива сегодня отражаются и на теплоснабжении. Вообще сегодня органы муниципального управления остались с проблемой теплоснабжения один на один. Мы разрушили систему информации, системы подготовки персонала, контроля, мониторинга. Теперь мы пытаемся все это восстанавливать и особое внимание уделяем планированию, составлению балансов, оказанию муниципальным органам технической и информационной помощи.