Вчера в Пекине начало работу заседание российско-китайской межправительственной комиссии по подготовке очередной, 8-й по счету, регулярной встречи глав правительств, которая откроется в среду там же. Тем не менее российский премьер Михаил Касьянов прилетит в Пекин уже сегодня, чтобы принять участие еще в одном мероприятии - завтрашней встрече премьеров стран - членов Шанхайской организации сотрудничества.
С российской стороны готовит переговоры Михаила Касьянова и премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао вице-премьер Виктор Христенко, с китайской - заместитель премьера Госсовета КНР У И. Заседание возглавляемой ими комиссии завершится сегодня.
Конечно, более всего китайскую сторону волнует судьба обещанного Россией нефтепровода, по которому Китай мог бы, согласно первоначальным планам, уже с 2005 года получать по 20 млн. тонн нефти ежегодно. Этот вопрос, как сообщил "НГ" осведомленный источник, будет обсуждаться "в максимально закрытом режиме", причем на прорыв надеяться не стоит.
Как известно, российская сторона теперь считает, что нефтепровод должен идти как на Находку, так и на Дацин. Так что стороны опять будут дискутировать вокруг того, что считать основным маршрутом, а что его ответвлением. Ведь от этого зависит, какая часть нефтепровода считается приоритетной, а следовательно, заработает первой.
Москва, как сказал "НГ" эксперт российской делегации, все последние месяцы призывала китайцев не переживать по поводу того, что основным российская сторона начала считать маршрут до Находки. "Ведь это, внушаем мы китайцам, ничего не меняет: ответвление-то все равно пойдет до Дацина. Но китайцы, как люди практичные, в ответ заявляют: ни нефти, ни денег у вас сразу на два маршрута не хватит", - сказал "НГ" эксперт.
Судя по всему, китайцы уже смирились с тем, что проект нефтепровода Ангарск-Дацин завис на неопределенное время по причинам внутрироссийского характера. Конечно, Пекин будет настаивать на этом варианте нефтепровода, однако, считают российские эксперты и чиновники, это, видимо, не будет отражаться на общем настрое к расширению сотрудничества в других областях.
"Пока кости друг другу не переломают, вопрос о нефтепроводе решен не будет", - философски рассудил в беседе с "НГ" высокопоставленный российский дипломат. Его китайский коллега высказался в том же духе, отметив, что вопрос о маршруте стал теперь российским внутриполитическим, а не внешнеэкономическим.
У наблюдателей, например, нет до сих пор ясности, к какому маршруту нефтепровода лежит душа у российского премьера Михаила Касьянова. Вроде бы он, как сам недавно подчеркнул, стоит в данном случае за приоритет общегосударственных (а не узко корпоративных. - "НГ") интересов. В этом смысле широтный вариант нефтепровода является наилучшим - с точки зрения и потребностей социально-экономического развития дальневосточных регионов (ветка до Находки пройдет через шесть субъектов Федерации, а не через три, как в случае с китайским вариантом) и сохранения Россией свободы рук в торговле энергоресурсами. Но, с другой стороны, у Москвы появляется комплекс вины за невыполненные обещания и обязательства перед китайской стороной, которая в расчете на их реализацию даже начала строить в Дацине нефтеперерабатывающий завод, рассчитанный на поставки российской нефти.
Правда, наши дипломаты при этом вспоминают, что и китайская сторона в 1996 году также сильно подпортила настроение Москве, когда при проведении крупного тендера на поставки оборудования для строящегося крупнейшего гидроузла "Санься" Пекин отдал предпочтение западноевропейскому консорциуму. Правда, это тогда не отразилось на двусторонних отношениях, и они продолжили развитие в направлении стратегического партнерства.
И все-таки основной вопрос сейчас упирается в то, где же взять столько нефти, чтобы хватило и на широтный нефтепровод, и на его ответвление до Дацина. Ведь через трубу большого диаметра нефть нельзя прокачивать, если она будет заполнена лишь на треть.
Между тем, как отмечают в российских дипломатических и экспертных кругах, "дело ЮКОСа" объективно льет воду на "японскую мельницу". Токио в последнее время развил бурную активность, обещая по правительственной линии оказать максимально возможную поддержку реализации широтного варианта. Обещаются крупные льготные кредиты, техническая помощь, инвестиции.
Несмотря на затянувшуюся неопределенность с российской стороны, наблюдатели соглашаются в том, что ссориться из-за "нефтяных" разногласий стороны не собираются, идущий диспут будет затушевываться, облекаться в дипломатические формулировки. Тем более что у сторон есть много других совместных проектов и интересов (от военного до научно-технического сотрудничества).
В ходе визита Касьянова, в частности, состоится совместный круглый стол представителей бизнеса. В ходе его заседания, как сообщил "НГ" источник из российской делегации, будет анонсировано создание Российско-китайского делового совета - неформального органа, который займется проработкой актуальных вопросов двустороннего сотрудничества и будет согласовывать рекомендации, которые затем рассмотрят на правительственном уровне. Новая структура хотя и станет неправительственной, однако премьеры с обеих сторон намерены дать соответствующие поручения министерствам и ведомствам оказывать всяческое содействие ее деятельности.