Владимир Евстафьев не всех принимает в свою ассоциацию.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
- Владимир Александрович, давайте вспомним, как все было десять лет назад. Для чего была создана Российская ассоциация рекламных агентств?
- В начале 90-х годов реклама для нашей страны была делом совершенно новым. В 1988 году политбюро приняло постановление о поддержке предпринимательства, среднего и малого бизнеса. Понадобился целый год, чтобы предприниматели начали думать, как продвинуть свои товары. А всерьез рекламный рынок начал формироваться в 1989 году. Сначала начали работать местные агентства - на базе различных средств массовой информации. Параллельно стали приходить сетевые агентства. Тогда было особенно тяжело тем рекламистам, которые не умели читать по-английски. В России издали несколько книжек, в частности, замечательную книжку Олега Феофанова "После маскарада" про рекламу, но их было не достать, это был просто букинистический раритет. А я быстренько прочел книжки полторы по-английски и уже считался корифеем. Рынок рос настолько быстро, что проблемы конкуренции не было совсем. Каждый находил себе клиентов и только успевал их обслуживать - навыков-то совсем не было. И тогда у нас была естественная потребность видеться, общаться, разговаривать, обсуждать, советоваться... Совершенно не было враждебности друг к другу, была абсолютная открытость. Все друг другу помогали. К нам могли позвонить из конкурирующего агентства: мол, срочно помоги мне сделать медиаплан. И мы помогали - не проблема. Мы вместе ездили отдыхать на юг, справляли новогодние праздники. Фестивали проходили сумасшедше искренне. Сейчас получение награды стало деловым процессом, а тогда это был настоящий праздник, как детский утренник. Это единение должно было так или иначе оформиться.
- Кто же первым заговорил об этом?
- С идеей о создании ассоциации ко мне пришел Андрей Гнатюк, хозяин "ИМА-Пресс", он общался с Сергеем Пилатовым и питерскими рекламистами, может быть, у них и родилась эта мысль. Когда в 1992 году на Красной Пресне шла выставка рекламы, мы устроили большой круглый стол - активное участие в нем тогда приняли Сергей Лисовский, Евдокия Хабарова, Арнольд Уваров и вообще все, кто тогда работал. Все собрались вместе, и мы решили, что пора делать реальное объединение. Первым президентом избрали Игоря Писарского, блестящую кандидатуру. Он придал стабильность нашему объединению, сделал все первые документы, да что там - у нас до сих пор работает приглашенный им бухгалтер. После него гениально рулил всем балом Владимир Филиппов, с помощью которого мы стали выходить на международную арену, ассоциация разрослась и внутри России. Потом на пост президента пригласили меня. Продолжая традиции предыдущих глав РАРА, я сделал нашу деятельность международной. Правда, на Каннский фестиваль меня впервые привез Владимир Жечков из "Премьер-СВ". Ему нужен был переводчик, и он позвал меня, потому что я знал английский. Поэтому выходом в Канны мы обязаны ему. Опять же я добавил в нашу деятельность то, чем болею сам - образовательный момент. Мы уже восьмой год проводим конференции заведующих кафедрами рекламы, связей с общественностью и смежных дисциплин. Стало больше фестивалей, РАРА стала объединять не только столичные и питерские агентства, но и агентства из других городов, мы стали по-настоящему российской ассоциацией. Сегодня РАРА - пожалуй, самое авторитетное объединение рекламистов, в него входит около 110 самых надежных, серьезных и выверенных агентств. На последней конференции был значительно поднят взнос за членство в РАРА - он стал уже 3 тысячи долларов в год, такого никогда не было. Сейчас Российская ассоциация рекламных агентств является членом всех международных объединений. И, следуя мировым тенденциям, мы решили изменить название.
- Как же теперь будет называться ассоциация?
- Мы сохраним аббревиатуру РАРА, но нам надо полней и точней отразить суть ее, и юбилейные торжества - хороший повод объявить об этом. Новое название будет звучать так: Российская ассоциация агентств маркетинговых коммуникаций. Здесь мы следуем в фарватере мировых тенденций - точно так же недавно переименовала себя Европейская ассоциация рекламных агентств. Это отражает суть сегодняшних процессов в рекламе, которая уже, по сути, превратилась в интегрированные маркетинговые коммуникации. Поэтому полное название будет звучать так, а короткое останется РАРА - привычная и родная аббревиатура.
- Что сейчас представляет из себя РАРА?
- Надо сказать, что нашими членами являются только надежные агентства - иногда мы отказываем в приеме, даже если организация в состоянии заплатить членский взнос. Впрочем, чаще просьба о принятии удовлетворяется, поскольку обычно к нам приходят очень приличные агентства. Мы сотрудничаем с большой ассоциацией региональных агентств и даже обменялись членами совета, чтобы укрепить наше взаимодействие. Практически ни одно серьезное мероприятие в области рекламы - ни одна выставка, фестиваль или круглый стол - не проходит без реального, живого участия РАРА. И именно это дает дивиденды нашим членам, о которых меня часто спрашивают.
- И я спрошу - что дает РАРА своим членам?
- РАРА дает, во-первых, возможность общаться - много и часто. У нас работает клуб рекламистов, где каждую среду показывается что-нибудь новенькое. Кроме того, мы предоставляем всю информацию о том, что происходит не только в стране, но и в мире, если рекламное агентство хочет в этом поучаствовать, ему оказывается реальная помощь. В начале лета начал работать депозитарий сохранения интеллектуальной собственности, позволяющий решать вопросы об авторском праве на те или иные идеи без суда. А самое главное - РАРА поддерживает практически все рекламные мероприятия, которые проводятся в России. Они сейчас все стали платные, а у наших членов везде скидки. Сейчас будет фестиваль "Алюминиевый огурец", и участие в нем обойдется членам РАРА на 50% дешевле. Будет идти презентация "Каннских львов", и член РАРА сможет выкупить билеты для своих сотрудников с 25-процентной скидкой. На Московский международный фестиваль тоже есть скидка. Таким образом, если ваше агентство участвует в большом количестве мероприятий, то за год оно практически может "отбить" свой членский взнос.
- РАРА занимается лоббированием интересов рекламного бизнеса в законотворчестве?
- Ну, во-первых, мы очень сильны саморегулированием. А во-вторых, как только возникли первые разговоры о законе, регулирующем наш рынок, наши рыцари Вячеслав Черняховский и Игорь Крылов с открытым забралом бросились на защиту рекламной индустрии и даже в суд ходили за это. Конечно, принятый закон сыграл свою позитивную роль, хотя и мог быть значительно лучше. Он стабилизировал отрасль и придал ей некий фундамент. Но сегодня прошло почти десять лет с тех пор, как его приняли. Рыночная ситуация изменилась, и его нормы надо модифицировать. Мы сейчас работаем вместе с законодателями, представителями СМИ и рекламодателей в единой комиссии под эгидой антимонопольного органа, вырабатываем новую редакцию закона. Все поправки, возникающие у депутатов, направляются в эту комиссию с тем, чтобы она их учла при формулировании нового закона.
- А с рекламодателями еще как-то взаимодействуете, кроме как в этой комиссии?
- Во-первых, через депозитарий интеллектуальной собственности - ведь клиент рекламного агентства информируется о том, что идея, которая будет использована в его ролике, пойдет туда на хранение. Во-вторых, мы составляем черные списки рекламодателей. Когда кто-то оказывается нечистым на руку - не заплатил либо украл идею, мы оповещаем об этом наших членов, правда, в закрытых письмах. Но вообще-то мы стараемся жить без конфликтов. Поэтому мы тесно взаимодействуем с ассоциацией рекламодателей. В 99,9% случаев возникновения недомолвок между членами той ассоциации и нашей, полдня не проходит, чтобы эта проблема не разрешилась. Я даже не могу вспомнить ни одного примера жесткого конфликта. Ведь лучшие представители наших клиентов тоже заинтересованы в цивилизованном ведении бизнеса, а плохих их ассоциация тоже не принимает.
- Владимир Александрович, вы говорили, что в самом начале представители рекламного бизнеса между собой дружили. Сейчас это есть?
- Да, мы друг друга очень уважаем. Думаю, показательно вот что. Все знают о нескольких убийствах и покушениях на видных рекламистов. Так вот, все это было не из-за конкуренции в рекламной индустрии. У нас не так, как в других сильно развивающихся отраслях, где, как правило, заказчиками оказывались конкуренты. В рекламном бизнесе конкуренция здоровая, конструктивная, она способствует улучшению обслуживания клиентов и не приводит к трагедиям. Это, я считаю, говорит о том, что наше сообщество весьма цивилизованное┘ Да что там┘ Мы по-прежнему ходим друг к другу на дни рождения.