Каждый год в мире отмывается 2,5 триллиона 'преступных' долларов.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
Около 170 российских банков никак не борются с отмыванием "грязных" денег. За все время существования соответствующего федерального закона они ни разу не присылали в Комитет по финансовому мониторингу РФ (КФМ) информации о подозрительных операциях своих клиентов. Об этом вчера на конференции "Актуальные вопросы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма" сообщил глава КФМ Виктор Зубков. Он заявил, что за время своей работы его ведомство выявило подозрительные сделки на миллиарды рублей и десятки миллионов долларов и направило свыше 200 материалов в правоохранительные органы. Что же касается "молчащих" банков, то Виктор Зубков считает, что Центробанк должен разобраться с ними: "Мы считаем, что ЦБ РФ должен разобраться с этими "глухонемыми" банками и реально посмотреть, кто и как работает". При этом, по мнению главы КФМ, ЦБ должен также обратить пристальное внимание и на те банки, которые сообщили в комитет всего об одной-двух сомнительных операциях, а также на тех, кто недобросовестно предоставлял информацию или сознательно искажал ее.
Конкретную сумму преступных доходов, получаемых в нашей стране, назвал заместитель секретаря Совета безопасности России Вячеслав Солтаганов. По его словам, объем теневой экономики в России оценивается в 20-25% ВВП, то есть примерно в 2-2,5 трлн. рублей в год. При этом непосредственно криминальный сектор добавляет в теневую экономику примерно 5% ВВП (500 млрд. руб.). Кроме того, остается высоким объем нелегального вывоза капитала. В 2002 году он составил около 12 млрд. долларов. В этой связи озабоченность главы КФМ молчанием почти двух сотен банков вполне оправданна.
Стоит отметить, что объем отмывания преступных доходов в мире превышает размер бюджета США и составляет около 2,5 трлн. долларов в год. Об этом сообщил заместитель председателя Банка России Виктор Мельников. Кроме того, зампред ЦБ озвучил ряд пожеланий Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF), которые были подготовлены специально для России. В частности, FATF считает, что российские банки должны обладать правом одностороннего расторжения договоров банковского счета, если операции по таким счетам им кажутся сомнительными. Впрочем, на эту рекомендацию КФМ уже отреагировал. Заместитель председателя комитета Дмитрий Скобелкин на днях рассказал о том, что до лета 2004 года необходимые поправки в Гражданский кодекс должны быть внесены. При этом, по его словам, большинство банков приветствует эти изменения. Кроме того, по мнению Виктора Зубкова, необходимо отменить минимальный порог сумм, ниже которого отмывание доходов не считается уголовным преступлением. "Такого порога нет даже в Африке", - сказал по этому поводу глава КФМ.
Впрочем, несмотря на ряд высказанных рекомендаций, в целом Европа довольна тем, как в России ведется борьба с отмыванием денег. По крайней мере Виктор Зубков заявил, что "общее впечатление у миссии MONEYVAL Совета Европы по оценке мер по противодействию отмыванию преступных доходов сложилось положительное". По его словам, эксперты миссии отметили заметный прогресс и изменения по сравнению со своим визитом 2000 года. На той же конференции глава КФМ объявил, что ежедневно его комитет получает 3-4 тысячи сообщений о сомнительных операциях. Всего же с февраля прошлого года в КФМ пришло порядка 750 тысяч.
Однако, несмотря на прогресс, работы у отечественной финансовой разведки остается много. Как заявил Виктор Мельников, Банк России с начала года проверил 997 банков на предмет выполнения законодательства по противодействию отмыванию незаконных доходов. Выяснилось, что треть из них нарушают это законодательство. В таких случаях Банк России требует от кредитных организаций устранить эти нарушения, и обычно банки выполняют требования ЦБ. В противном случае ЦБ жестко карает банки - в минувшем году 22 банка были оштрафованы, а у двух - отозваны лицензии. А в нынешнем году штрафные санкции могут быть применены к 34 банкам.