Михаил Фридман знает, куда вложить деньги, полученные от ВР.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
На днях завершилась крупнейшая за всю новейшую историю России сделка - о начале своей работы официально объявила объединенная российско-британская нефтегазовая компания ТНК-BP. Выступая перед журналистами, председатель совета директоров транснационального гиганта Михаил Фридман заявил, что "все юридические и финансовые транзакции уже завершены" и теперь компании предстоит заняться формированием эффективной управляющей команды и корпоративной культуры. Однако уже сейчас ТНК-ВР занимает десятое место в мире по величине среди нефтегазовых компаний, добывая более 1,2 млн. баррелей нефти в день. К маю следующего года, когда в сделку будет включена российская "Славнефть", ежедневная добыча вырастет еще на 160 тыс. баррелей. Михаил Фридман подчеркивает, что компания ТНК-ВР является российско-британской лишь по составу акционеров. "По активам компания российская, - пояснил он. - 90% наших активов находится в России, остальное в странах СНГ". По его словам, компания будет работать в соответствии с российским законодательством и налоги платить в отечественную казну.
И российские, и британские акционеры ТНК-ВР с воодушевлением говорят о сроках завершения объединения: по их мнению, шесть-семь месяцев с момента объявления о предстоящем слиянии до запуска новой компании - это очень быстро. Действительно, для такой беспрецедентной сделки полгода не так уж много, особенно если учесть, что еще в начале лета она "буксовала" - не были решены вопросы суммы выплат российской стороне, не было ясности, что делать со "Славнефтью", да и ходатайство на одобрение слияния поступило в Министерство по антимонопольной политике лишь 10 июля (положительный вердикт МАП вынес лишь в конце августа, после того как одобрил слияние ЮКОСа и "Сибнефти").
Скорость осуществления сделки - не единственное, чем довольны российские и британские партнеры по бизнесу. Главный управляющий директор группы компаний British Petroleum лорд Браун Мэдингли говорит, что теперь его компания - вторая в мире по величине среди нефтегазовых гигантов и у нее есть все шансы стать со временем самой крупной. Российские акционеры ТНК-ВР, в свою очередь, не будут долго раздумывать над тем, куда вложить полученные от сделки деньги. "Для всех наших инвестиционных планов даже этой суммы недостаточно", - утверждает Михаил Фридман. По его словам, вырученные деньги будут вкладываться прежде всего в нефтяной бизнес. "Кроме того, у каждого из акционеров ТНК есть свои интересы в различных областях, - добавил он. - Для "Альфа-групп" это телекоммуникации и финансы, для наших партнеров - алюминиевая промышленность, энергетика. К тому же у нас есть планы экспансии как внутри России, так и за рубеж".
Наилучшим для ТНК образом решился и вопрос с купленной ею недавно половиной "Славнефти". Напомним, что первоначально условия слияния выглядели так. ВР должна была выплатить акционерам ТНК 3 млрд. долл. за 50-процентную долю в ТНК-ВР, после чего в течение трех лет выплачивать ежегодно по 1,25 млрд. долл. в виде обыкновенных акций ВР, оцениваемых в соответствии с рыночной стоимостью на момент платежа. После того как ТНК приобрела 50-процентный пакет акций "Славнефти", ВР уменьшила сумму первоначальной выплаты на 600 млн. долл., отказавшись включать эти активы в сделку. Но к настоящему времени российской стороне, очевидно, удалось убедить британцев в экономической эффективности приобретения, и BP согласилась принять "Славнефть" "в довесок" к ТНК - конечно, небесплатно. По словам лорда Брауна Мэдингли, 50% активов "Славнефти" стоимостью 1,53 млрд. долл. будут включены в сделку по слиянию с ТНК - правда, не сейчас, а к маю следующего года.
Между тем "отцам" ТНК-ВР в ближайшее время предстоит решать другую проблему - миноритарных акционеров, которых из-за холдинговой структуры компании сейчас не так уж мало и которые могут предъявлять самые различные требования и претензии в связи с состоявшейся сделкой. Руководство ТНК-ВР к этому готово. "Надо понимать, что новая компания - холдинг, в который входят десятки дочерних предприятий, и в каждом из них есть миноритарные акционеры, - говорит управляющий директор по производству ТНК-ВР Виктор Вексельберг. - Конечно, мы ожидаем определенных проблем". Однако владельцы компании намерены справиться с этой проблемой. "В отношениях с миноритариями мы будем придерживаться всех международных норм, - пообещал Михаил Фридман. - Они будут удовлетворены информационной прозрачностью, которую мы им предоставим". Более того, по словам лорда Брауна Мэдингли, до 40% доходов компании будет направлено на выплату дивидендов ее акционерам. "С миноритарными акционерами все будет очень хорошо", - сказал напоследок Михаил Фридман.