Доминго Кавальо побывал и спасителем страны, и отцом ее кризисов.
Фото Reuters
Аргентина отказалась произвести очередной платеж в пользу МВФ в размере 2,9 млрд. долл., то есть по той части долга, по которой уже наступил срок погашения. Об этом сообщил вчера журналистам глава администрации президента Аргентины Альберто Фернандес. Он пояснил, что правительство приняло решение не выделять на эти цели средства из 13-миллиардного золотовалютного запаса, имеющегося на настоящий момент у этой латиноамериканской страны, вот уже два года пытающейся выйти из обвального экономического кризиса.
Объявление было сделано после того, как Буэнос-Айрес так и не сумел договориться с МВФ о реструктуризации выплат по 12,5-миллиардным долгам фонду. Аргентинская сторона хотела бы договориться о том, чтобы в течение трех лет выплачивать лишь проценты по кредитам МВФ, что позволило бы не свертывать социальные программы.
По оценке "Нью-Йорк таймс", стороны не сумели договориться главным образом потому, что Аргентина наотрез отказывается выполнять некоторые рекомендации МВФ. В частности, левоцентристское правительство не собирается выплачивать компенсации частным банкам и предприятиям коммунального хозяйства за девальвировавшееся песо. Правительство страны не желает обеспечивать профицит платежного баланса как минимум на 3,5-процентном уровне. Зато объявило о планах расходовать деньги из национального резерва на мероприятия на стимулирование роста экономики, испытавшей 11-процентное снижение в прошлом году.
Комментируя сообщения об "аргентинском дефолте", ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Сурен Дабагян сказал "НГ": "Я не считаю, что это дефолт. Ведь Аргентина ведет переговоры с Международным валютным фондом. Они возобновились после того, как Нестор Киршнер в мае с.г. вступил в должность президента страны, и после того, как США, со своей стороны, обещали содействие в переговорах с МВФ. Киршнер говорил, что просит оттянуть сроки погашения, потому что он не хочет выплачивать этот долг ценой свертывания социальных программ, за счет населения Аргентины. Это основная интрига, которая сейчас завязалась. И насколько я понимаю, стороны все-таки достигнут консенсуса и никакого дефолта не будет".
Это уже далеко не первый раз, когда Аргентина оказывается на грани дефолта. Напомним, что страна находится в кризисном состоянии с конца 2001 года. Уже тогда девальвация валюты, закрытие банков, рост бедности и беспорядки привели к тому, что Буэнос-Айрес был вынужден объявить дефолт по долгам МВФ в размере 90 млрд. долларов.
Все кризисы последних лет в стране традиционно связывают с именем реформатора - бывшего аргентинского министра финансов Доминго Кавальо. Следуя рекомендациям МВФ, он сделал попытку навести порядок в финансах страны путем жесткой привязки курса песо к американскому доллару. Это изобретение помогло остановить гиперинфляцию и даже вызвало рост экономики. Аргентинскую экономику в МВФ и Всемирном банке тогда ставили в пример в качестве образца успеха жесткой монетаристской политики. А Доминго Кавальо предстал перед прочими странами с развивающейся экономикой в качестве некоего гуру.
Не осталась в стороне и Россия. В феврале 1998 года по приглашению тогдашнего вице-премьера Бориса Федорова Кавальо даже приезжал в Москву - делиться опытом. А после августовского кризиса именно опыт Аргентины по воплощению жесткой привязки национальной валюты к американскому доллару рассматривался в качестве образца для подражания. В те годы даже говорилось о приглашении Кавальо в качестве консультанта российского правительства.
Однако здравый смысл возобладал. Хотя дух Кавальо вплоть до недавнего времени активно будоражил умы многих российских политиков и экономистов. В частности, советник президента по экономике Андрей Илларионов заявил как-то, что реформы в Аргентине не удались из-за слабого правительства, которое проводит недостаточный либерализм в экономике.
Судя по всему, Аргентина надолго перестанет быть образцом для подражания, в очередной раз показав цену жесткой монетаристской политики. Однако, идеологические позиции МВФ это вряд ли изменит. Скорее всего уже традиционно в фонде будут винить в аргентинском кризисе не столько ошибочные рекомендации, сколько их исполнителей - слабые правительства и отсутствие политической воли. Именно поэтому вновь и вновь те самые рецепты, которые не пошли в России и Аргентине, будут предлагаться к использованию и в других странах.