Министерство экономического развития и торговли должно до конца сентября определить, как и когда государство будет продавать право на разработку нефтегазового месторождения Талакан. Об этом вчера сообщил руководитель департамента экологии и природных ресурсов МЭРТа Всеволод Гаврилов. "В ближайшую неделю-две мы совместно с Минприроды определим эффективные формы, по которым будут осуществляться торги на право разработки этого месторождения", - заявил чиновник. Пока неизвестно, кто конкретно будет участвовать в торгах по Талакану, но, по словам Гаврилова, свою заинтересованность проявили практически все крупные нефтяные компании. Однако победитель вряд ли сможет рассчитывать на большие доходы в ближайшей перспективе: проблема всех восточносибирских нефтегазовых месторождений - транспортировка. С учетом же резко возросшей активности Минприроды по защите экологии проекты трубопроводов вообще "подвисают". Это в конечном счете может серьезно испортить наши отношения с Китаем.
Дело в том, что 22 сентября премьер Касьянов должен посетить Китай, где среди прочих вопросов может быть подписано межправительственное соглашение о строительстве газопровода Ковыкта-Китай. Однако буквально на днях стало известно, что у Минприроды могут появиться серьезные претензии к экологической чистоте этого проекта. Напомним, что ранее аналогичные возражения замминистра природых ресурсов Янков высказывал и в отношении нефтепровода в Дацин (см "НГ" от 04.09.03). Скорее всего, как и в том случае, экологические претензии к газопроводу с Ковыктинского месторождения связаны с некими политическими интригами.
"Экологическая проблема есть, но она решаема. То, что сейчас ничего не строится, не упирается в проблему экологии - просто у чиновников нет решения - какой выбрать маршрут и как это сделать, и здесь много и политических, и экономических вопросов", - заявил корреспонденту "НГ" руководитель департамента корпоративных финансов Института финансовых исследований Григорий Выгон. При этом он считает, что подвижки по китайским проектам могут появиться не раньше следующего года - после окончания президентских выборов. А мнение Минприроды не будет играть серьезной роли. "Мне кажется, что, когда дойдет до реализации проекта, МПР не будет тем, кто заблокирует этот проект. Премьер-министр Михаил Касьянов должен ехать в конце этого месяца в Китай, может, там будет какое-то просветление", - предполагает аналитик УК "Тройка-Диалог" Олег Максимов.
По мнению аналитиков, сводить интересы нефтяников, экологов, транспортных компаний должно государство. Но оно этого не делает. "Факт заключается в том, что государство своей функции не выполняет - оно не контролирует рост добычи и не успевает строить трубопроводы. Получается, что каждое министерство решает свои проблемы. А у Минприроды вообще странная ситуация, когда оно само выдает лицензии и само следит за экологией. Есть определенная неразбериха, разброд и шатание и на уровне правительственной оргструктуры, и в умах отдельных чиновников", - считает Григорий Выгон. При этом допуск к развитию трубопроводного транспорта частного капитала вопрос не экономический, а политический. "Я думаю, что дело здесь не в деньгах. Государственная компания "Транснефть" может сама осилить многие проекты, взять займы под них и так далее. Но это чисто политическое решение - труба должна оставаться у государства", - отмечает Олег Максимов. Закончится ли у чиновников "разброд и шатание" хотя бы по китайскому направлению, станет ясно после поездки Касьянова в КНР.