23 августа в Тольятти состоялось внеочередное общее собрание акционеров ЗАО "ВАЗинтерСервис", в ходе которого было принято решение досрочно освободить от занимаемой должности генерального директора предприятия Александра Клевлина. Инициатором собрания выступил АвтоВАЗ - крупнейший акционер ЗАО "ВиС", владеющий в совокупности 64% акций предприятия. Новым генеральным директором "ВАЗинтерCервиса" был избран Александр Шилов, ранее возглавлявший ООО "Комплект ЛТД", входящее в группу компаний "СОК". Вскоре после этого Клевлин передал "СОКу" свой пакет акций ЗАО "ВАЗинтерСервис" (10%), а также контрольные пакеты акций других тольяттинских предприятий - ЗАО "Мотор-Супер" и ЗАО "ВолгаПромМаркет".
На момент сделки с Александром Клевлиным группа "СОК" уже обладала некоторыми долями в этих предприятиях. Начиная с июля 2003 года группе удалось скупить у физических лиц 5% акций ЗАО "ВАЗинтерСервис", 36% акций ЗАО "Мотор-Супер" и 38% акций ЗАО "ВолгаПромМаркет". Таким образом, после покупки пакетов Александра Клевлина "СОК" стал обладателем соответственно 15%, 86,24% и 100% этих предприятий. Интерес группы, главным направлением которой является производство автомобилей и комплектующих, к тольяттинским фирмам вполне закономерен. ЗАО "ВиС" производит комплектующие для главного конвейера АвтоВАЗа, а также пикапы и мини-грузовики полурамной конструкции. ЗАО "Мотор-Супер", оснащенное новейшим германским оборудованием, выпускает порядка 150 наименований комплектующих для главного конвейера Волжского автозавода и около 30 - для сборки пикапов "ВиС". ЗАО "ВолгаПромМаркет", в котором "СОК" теперь выступает единоличным владельцем, осуществляет продажи на вторичный рынок комплектующих, произведенных в "ВАЗинтерСервисе".
Известно, что ранее группа "СОК" уже вступала с Александром Клевлиным в переговоры о покупке его пакетов акций, однако безрезультатно. По всей видимости, отстранение Клевлина от занимаемой должности послужило катализатором сделки.
Кадровые перестановки в "ВАЗинтерСервисе" стали следствием конфликта, возникшего между Александром Клевлиным и АвтоВАЗом. Суть этого конфликта сводится к следующему. Весной 2003 года Клевлин неожиданно обратился в арбитражный суд с требованием признать недействительной ранее заключенную сделку о передаче АвтоВАЗу 60% акций ЗАО "ВиС" и попытался вернуть свою долю в акционерном обществе (13,5%). После того как суд отказал в удовлетворении последней части иска, была развернута еще одна кампания против АвтоВАЗа. Была инициирована серия проверок финансовой деятельности Волжского автозавода Счетной палатой РФ. Представители АвтоВАЗа расценили этот шаг как попытку воздействовать на суд и на предприятие с помощью административного ресурса.
Назначение Александра Шилова является следствием прихода в "ВАЗинтерСервис" группы компаний "СОК". Доверяя "СОКу" руководство фирмой "ВиС", председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Каданников тем самым возвращает себе контроль над дочерним предприятием. Известно, что с группой компаний "СОК" Волжский автозавод связывают длительные партнерские отношения. Группа является крупнейшим поставщиком автомобильных комплектующих для ВАЗа, кроме того, ВАЗ передал "СОКу" производство своей заднеприводной "классики". С 2002 года Ижевский автозавод, ведущее предприятие группы, выпускает автомобили "ВАЗ-2106", а с августа 2003 года стал производителем модели "ВАЗ-2104". При этом ВАЗ и "СОК" нельзя считать прямыми конкурентами, поскольку их продукция находится в разных ценовых сегментах - автомобили "ИжАвто" рассчитаны в основном на нижнюю и среднюю прослойку российского "среднего класса", тогда как покупатели АвтоВАЗа, как правило, обладают более высокой платежеспособностью. Передавая "классику" в Ижевск, АвтоВАЗ освобождает собственные площади под производство более рентабельных моделей и при этом использует "ИжАвто" в качестве плацдарма для дальнейшего выпуска недорогих, популярных у россиян автомобилей.
Контролировать работу менеджеров "СОКа", чей бизнес напрямую взаимосвязан с деятельностью Волжского автозавода, главному акционеру "ВиСа" будет намного проще, нежели пытаться найти компромисс с Александром Клевлиным. Это особенно важно сегодня, когда "ВАЗинтерСервис" осваивает новый проект по производству стальных бескамерных колес для легковых автомобилей с посадочным диаметром от 12 до 17 дюймов с проектной мощностью 4,86 млн. штук в год. Новые диски доведены до европейских стандартов и при этом имеют невысокую стоимость. До сих пор подобные диски в России не производились.
Именно этот проект некоторые наблюдатели склонны считать началом конфликта между Александром Клевлиным и АвтоВАЗом, поскольку после его начала произошла передача автозаводу контрольного пакета акций "ВиС". Дело в том, что ВАЗ выступил гарантом "ВАЗинтерСервиса" по кредитам, полученным предприятием у Сбербанка РФ и у ряда чешских банков на приобретение оборудования для производства литых дисков. Цена этого проекта, по предварительным оценкам, исчисляется более 50 млн. долларов США.
Возможно, назначая менеджеров "СОКа" на руководящие посты "ВАЗинтерСервиса", представители Волжского автозавода рассчитывают не только обеспечить эффективное управление предприятием, но и привлечь дополнительные инвестиции к реализации нового проекта.
Инициатива АвтоВАЗа по кадровым перестановкам в ЗАО "ВиС" была поддержана другими акционерами предприятия. На внеочередном общем собрании акционеров "ВАЗинтерСервиса" в пользу этого решения было отдано более 91% голосов.
Группа "СОК" теперь является вторым по величине акционером ЗАО "ВиС" после Волжского автозавода. Оставшиеся акции предприятия находятся в собственности физических лиц.