С неожиданным заявлением выступил на днях заместитель министра природных ресурсов Кирилл Янков. По его словам, "неприемлемыми" признаны оба проекта строительства нефтепровода: и предложенный ЮКОСом - из Ангарска в Китай (Дацин), и альтернативный ему план "Транснефти" - из Ангарска в Находку. Выступление замминистра удивило и его коллег из министерства, и аналитиков, и самих нефтяников. А некоторые эксперты даже склонны видеть в заявлении Янкова политическую подоплеку.
Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев полагает что слова замминистра были просто неверно истолкованы. "В компанию поступило официальное заключение из экологического департамента МПР, в котором сказано, что наш проект соответствует всем экологическим требованиям. Однако доработки требует момент, связанный со строительством участка нефтепровода в непосредственной близости от Байкала. Но это не окончательное решение. Проект вернули на незначительную доработку, что является нормальной практикой", - заявил Сергей Григорьев "НГ".
Эти слова подтвердил "НГ" и источник в Минприроды. "Комиссия государственной экологической экспертизы еще летом вернула проект "Транснефти" на доработку. Что касается южного маршрута ЮКОСа, то по нему в принципе нет еще никакого заключения", - сказали "НГ" в МПР. Сам ЮКОС от комментариев воздерживается. "О чем говорить, если мы не видели официального решения Минприроды?" - недоумевает пресс-секретарь компании Александр Шадрин.
Нефтепровод из Ангарска в Дацин стоит 2 млрд. долл. и способен пропустить до 30 млн. тонн нефти в год. Протяженность этого (так называемого южного) маршрута должна составить 2247 км. Предложение "Транснефти" - более дорогостоящее: 5 млрд. долл. И северный маршрут в полтора раза длиннее. Его пропускная способность - 50 млн. тонн нефти, которых, по мнению экспертов, в России просто нет.
Правительство вроде бы еще весной приняло компромиссное решение: нефтепровод построят из Ангарска в Находку с ответвлением на Дацин. Однако с тех пор дело не двигается.
"Маршрут совмещенного проекта еще не ясен. Мы не знаем, ни где будет проложен нефтепровод, ни откуда пойдет ответвление на Дацин. Возможно, в окончательном варианте труба не затронет ни Байкал, ни национальный парк в Бурятии. И таким образом, претензии Минприроды отпадут сами собой", - продолжает вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. "Собственно тот проект, что мы представили в МПР, является лишь обоснованием инвестиций. Само ТЭО с подробной экологической составляющей еще не готово, да и не будет готово до тех пор, пока нет политического решения", - пояснил он. Впрочем, тому, что решение еще не принято, в "Транснефти" не удивлены. "Цена этого вопроса для государства слишком высока", - считает Сергей Григорьев.
Аналитики с ним согласны, хотя и вкладывают в эти слова иной смысл. По мнению эксперта инвестиционной компании "НИКойл" Льва Сныкова, в выступлении замминистра природных ресурсов есть политическая подоплека. "Для правительства негативные заключения экологов являются дипломатической формой для отказа от предыдущих соглашений с Китаем в пользу Японии. Япония предлагает очень выгодные условия финансирования строительства нефтепровода, и неудивительно, что правительство склоняется к проекту северного маршрута, который предполагает экспорт нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а не только в Китай", - заявил Лев Сныков "НГ".
Аналитик компании "Метрополь" Евгений Сацков, напротив, считает, что нефтепровод в Китай будет построен, вопрос лишь во времени и в цене. "Проект ЮКОСа менее затратный, более экономически обоснованный и подкреплен реальными планами компании. Кроме того, если будет реализован план транспортировки нефти из Мурманского порта в Северную Америку, то дальневосточный проект "Транснефти" будет девальвирован. Нефтяники предпочтут экспортировать нефть через глубоководный Мурманский порт", - предположил Евгений Сацков "НГ". "Негативное заключение МПР же в данном случае не является определяющим. Экологические риски трубопровода "Голубой поток" еще выше, чем у нефтяников, однако это не помешало этому проекту", - сказал он.