Историческое событие, судьбоносный документ, революция - такими эпитетами МПС наградило свое детище, новый прейскурант на грузоперевозки, который вступил в силу в минувший четверг, 28 августа. Правда, железнодорожники не устают указывать, что новые тарифы - плод долгой совместной работы с Минэкономразвития, Минфином, Федеральной энергетической комиссией, а также "всеми заинтересованными организациями". Новый прейскурант разрабатывался три года, а на заседаниях рабочей группы, подчеркивает руководитель департамента грузовой и коммерческой работы МПС Юрий Косов, присутствовали компании и нефтяной, и угольной, и металлургической отраслей. "Ни одно предложение не осталось без внимания", - уверял собравшихся на брифинге в день вступления прейскуранта в силу Косов.
Основная идея обновленных тарифов на перевозку грузов в том, что теперь, как убеждены в МПС, созданы условия для равной конкуренции на рынке железнодорожных перевозок, а также для частных инвестиций в эту область. Без этого обойтись было нельзя - срок действия прейскуранта может затянуться и до 20 лет, а определять цену перевозок он будет уже при ОАО "РЖД".
Так, одно из "рыночных" нововведений - разделение тарифа на две части. Первая - плата за пользование инфраструктурой и локомотивами, которые будут в собственности будущего ОАО "РЖД", вторая часть - так называемая "вагонная составляющая", то есть плата за вагоны. Она составит в среднем 15%, не зависит от класса грузов и включает в себя затраты на обслуживание и амортизацию. Иметь собственный подвижной состав теперь, полагают в МПС, будет намного выгоднее.
По некоторым классам грузов тарифы теперь снижены, по некоторым, наоборот, повышены. Например, тарифы по первому классу снижены в среднем на 4%, а по второму повышены на 3%. Перевозка угля в собственных вагонах отныне будет дешевле на 40%, кокса на 20%, железной руды на 3%. Зато перевозка сырой нефти станет дороже на 12%, а дизельного топлива и мазута на 6%. Стоимость перевозки бензина не изменилась, а вот контейнерной транспортировки поднялась на 20%. Таким образом железнодорожники надеются оставить свои доходы без изменения.
Постарались при разработке тарифов учесть и интересы малого бизнеса: теперь тарифные льготы зависят не от характера маршрута, а от количества вагонов. Кроме того, введены повышающие и понижающие коэффициенты соответственно для перевозок на короткие и дальние расстояния. Сделано это было, как объясняет Косов, для стимулирования межрегиональных отношений, и в том числе чтобы облегчить Северный завоз. Кроме того, сохраняются льготы для Калининградской области и Сахалина.
Новый прейскурант, как и разрабатываемые сейчас Правила перевозки грузов, - не догма, отметил Косов, и в них возможны изменения. Правда порядок повышения цен на перевозки пока остался в новом судьбоносном документе без изменений - сообщать о повышении железнодорожники обязаны за 10 дней. Понравится ли это бизнесу - большой вопрос.