Тянущиеся уже несколько лет дискуссии о форме продажи лицензии на разработку одного из крупнейших в мире, Удоканского месторождения меди в Читинской области, похоже, потеряли всякий смысл. Основной претендент на Удокан, казахстанская медная корпорация "Казахмыс" совместно с расположенным в Челябинской области Кыштымским медеэлектролитным заводом (КМЭЗ) на прошлой неделе образовали новое ЗАО "РосКазМедь" с уставным капиталом в 1 млн. долл. Предприятие с 50-процентным российским участием может принять участие в закрытом для иностранных компаний конкурсе.
Напомним, что за проведение закрытого конкурса выступают Минприроды и Минпромнауки России; Минэкономразвития, напротив, ратует за открытый аукцион, когда лицензия передается участнику, предложившему за нее большую сумму.
На презентации "РосКазМеди" руководитель Кыштымского завода Александр Вольхин заявил, что уже в ближайшее время СП сможет стать одним из крупнейших разработчиков медных месторождений на территории Челябинской области и России в целом. Как пояснил "НГ" представитель КМЭЗа Сергей Шевченко, речь идет об освоении медно-порфировых месторождений в Челябинской области. "В то же время не исключено, что "РосКазМедь" примет участие в конкурсе по Удоканскому месторождению. Тем более "Казахмыс" уже давно объявил, что заинтересован в его разработке", - сказал Сергей Шевченко.
"Казахмыс" занимает четвертое место в мире по выпуску серебра и девятое - по производству меди, немногим уступая российскому гиганту "Норильскому никелю". Компания обладает передовыми производственными технологиями, а ее менеджмент - незаурядным опытом антикризисного управления. Платежеспособность "Казахмыса" поддерживает его крупнейший акционер южнокорейский "Самсунг".
Единственное, что могло помешать казахскому медному монополисту заполучить 20 млн. тонн меди Удокана, - его не российское происхождение. Теперь это препятствие устранено. "РосКазМедь" может претендовать на читинские недра и при закрытой форме лицензирования.
Новость о создании СП вряд ли порадует отечественных производителей. Например, Уральскую горно-металлургическую компанию (УГМК), которая является основным соперником "Казахмыса" в борьбе за Удокан и вот уже много лет воюет с КМЭЗом за активы "Карабашмеди".
В руководстве УГМК вообще подвергают сомнению законность образования СП "РосКазМедь". "КМЭЗ, по сути, предприятие-банкрот. Сумма его кредиторской задолженности составляет 70 миллионов долларов", - заявил "НГ" источник в руководстве УГМК.
Он также подтвердил, что УГМК по-прежнему заинтересована в читинском месторождении. Специалисты компании уже разработали проект его освоения, предусматривающий строительство обогатительного комбината на базе рудника, мощности которого смогут перерабатывать 10 млн. тонн руды и выпускать 130-150 тыс. тонн меди в концентрате ежегодно.
Все время, пока длятся дебаты по Удокану, руководство УГМК лоббировало идею проведения закрытого конкурса, настаивая на том, что в разработке читинского месторождения должны быть заняты российские компании.
Интерес УГМК к читинскому месторождению вполне понятен. Холдинг производит 40% отечественной меди, однако существующих запасов уральских месторождений компании, по предварительным подсчетам, хватит на 6-8 лет. По словам генерального директора холдинга Андрея Козицына, при отсутствии сырьевой базы УГМК будет вынуждена постепенно останавливать производственные мощности и до 2015 года сократить треть персонала. При этом УГМК грозится сократить производство меди с 330 до 130 тыс. тонн в год.
"Сегодня ситуация не изменилась. Предприятия УГМК работают на бедных металлом рудах уральского региона, а также перерабатывают вторичное сырье, поэтому себестоимость производства меди на наших заводах достаточно высока", - рассказал "НГ" представитель руководства медного холдинга.
"Казахмысу" же существующих рудных запасов хватит еще лет на 40-50. Руководство компании уже заявило, что в Россию они планируют направить лишь 13-20% запасов Удокана, а 80-87% будет вывезено за рубеж, например в Китай.