На минувшей неделе под председательством губернатора Пермской области Юрия Трутнева прошло первое заседание рабочей группы Госсовета по вопросам государственной промышленной политики. Как заявил Юрий Трутнев при открытии заседания, формирование концепции государственной промышленной политики нельзя рассматривать в отрыве от всей гаммы экономических отношений в обществе.
Актуальность проблемы государственной промышленной политики уже давно всем очевидна. Собственно, и сама рабочая группа создана президентом Владимиром Путиным, распорядившимся, чтобы Госсовет разобрался в этом вопросе.
А разобраться оказалось непросто. Даже краткая дискуссия отразила весь спектр подходов к пониманию и решению поставленного вопроса. Первый заместитель главы Минпромнауки Андрей Свинаренко, повторив известную истину, что нынешнее состояние основных фондов не может обеспечить рост экономики, заявил, что "промышленная политика - это инновационная политика". По его мнению, это нужно потому, что "только новые сектора рынка могут обеспечить высокие темпы роста".
Заместитель руководителя Сводного департамента МЭРТа Ольга Ильюшина отметила, что промышленная, как и экономическая политика, это комплекс интересов, часто противоречивых, различных хозяйственных субъектов. "Надо определиться, кто в доме хозяин и чего этот хозяин хочет. Хотим ли мы поднимать промышленное производство и на его основе поднимать экономику страны, или вступаем в ВТО и нашу промышленность губим окончательно? Если раньше на нее приходилось две трети ВВП, то сейчас менее одной трети, и эта цифра продолжает сокращаться. Поэтому нужно ответить на основной вопрос: чего хочет наше государство?"
А председатель комитета по промышленной политике СФ Валентин Завадников сказал: "Мы делать можем - продавать не умеем". Он посоветовал: "Нужно производить то, что можно продать".
Все проблемы государственной политики промышленного развития страны разрешимы, считает председатель комитета ТПП Степан Сулакшин, в том числе и финансовые, если правильно поставить задачу.
"Нельзя до бесконечности обсуждать, к примеру, проблему авиационной промышленности, - утверждает академик РАН Виктор Ивантер. - Будем ли восстанавливать производство пассажирских самолетов? Нужно внятно сказать, что производство военных самолетов без гражданских возможно лишь в мобилизационных экономиках". Академик отметил: "Роль военных расходов в современной экономике существенно отличается от ситуации начала прошлого века. Сегодня правильно организованные военные расходы имеют конструктивное для экономики значение, они работают на экономику, а не против".
Академик РАЕН Виктор Данилов-Данильян не видит у правительства государственной промышленной политики: "Есть инерция развития, которая предопределена независимым действием бизнеса и его воздействием на государство. На закрепление подобной структуры народного хозяйства толкает мировой рынок. И правительство на этот процесс не воздействует. Мы живем в невероятно быстро меняющемся мире. В этом мире надеяться на какой-то успех в долгосрочной перспективе, через 15-20 лет, нельзя".
Академики, по существу, поставили под сомнение подход Минпромнауки к пониманию промышленной политики. По их мнению, инновации рождаются вовремя, и они эффективны, если востребованы экономикой. Прорывные технологии не могут рождаться на пустом месте по воле чиновников.
Представитель РСПП Владимир Рудашевский выразил опасения, что можно утонуть в теоретической дискуссии о промышленной политике, но тут же призвал изучать труды Евгения Ясина о государственном регулировании в экономике.
По первому заседанию невозможно судить, какой в итоге документ подготовит рабочая группа. По мнению Юрия Трутнева, "степень востребованности документа высочайшае", так как "8 из 10 руководителей промышленных предприятий скажут, что никакой промышленной политики в стране не осуществляется. Пока нет цели, пока нет представления о направлении общего движения, конструировать частные механизмы (такие, как Налоговый кодекс) - занятие весьма сомнительное".