Новый российский нефтяной порт в Приморске, способный принимать супертанкеры, - самый безопасный и экологичный в регионе
Международная организация "Коалиция чистая Балтика" направила президенту России письмо с жалобами на нефтеналивной порт в Приморске. На терминале, считают экологи, не соблюдаются нормы очистки балластных вод и не сформирована инфраструктура по ликвидации крупных разливов топлива. На встрече с вице-премьером Виктором Христенко и президентом "Транснефти" Семеном Вайнштоком Владимир Путин получил от главы нефтепроводной монополии ответ: экологи беспокоятся напрасно. Каково сегодня состояние природной среды в Приморске? Насколько экологически безопасны иностранные конкуренты российского порта?
Всплеск активности экологов в регионе наблюдался перед началом строительства терминала в Приморске. Международные природоохранные организации утверждали, что российский порт на Балтике нарушит хрупкое экологическое равновесие и без того перегруженного портами залива. Да и в том, что наша страна способна построить совершенно безопасный нефтеналивной терминал, прагматичные финны, ведущие европейские эксперты в области экологии, уверены не были. Теперь, когда порт построен и сами финны признали его безопасным, экологический вопрос поднимается вновь.
Специалисты объясняют это тем, что до строительства порта в Приморске у России было всего два собственных нефтеналивных терминала (в Туапсе и Новороссийске), на всех остальных экспортных направлениях (прежде всего на северо-западном) за прокачку, перевалку и налив нефти в танкеры России приходилось платить. На Балтике нефть поставлялась двумя путями - через латвийский порт Вентспилс и литовский Бутинге. Вентспилс экологически небезопасен, ведь нефть переваливалась с борта одного корабля на борт другого прямо в открытом море. Небезопасен и еще один конкурент Приморска, финский Порвоо, в котором не раз происходили крупные аварии, о чем писала "НГ".
Понятно, что конкуренты с введением в эксплуатацию порта в Приморске понесли огромные убытки. Один только Вентспилс потерял в прошлом году около 90 млн. долл. "Протесты по поводу нефтетерминала в Приморске┘ вызваны беспокойством прибалтов и финнов, которые не участвуют в получении прибыли от этих проектов", - комментируют ситуацию аналитики компании "Тройка-Диалог". А в компании "Транснефть", ответственной за строительство и эксплуатацию порта Приморск, прямо говорят о том, что "следует бить тревогу не по поводу Приморска, а по поводу финского терминала в Порвоо, где происходят регулярные разливы нефти, о которых финны молчат". Главными в проблеме чистоты вод Финского залива остаются, как и прежде, не экологические, а экономические интересы.
Если же взглянуть на ситуацию лишь с точки зрения экологии, то российский порт как раз наиболее безопасный в регионе. Он самый новый из нефтяных портов Балтики. Построенный в рекордные сроки порт оснащен уникальным оборудованием по сбору нефти с поверхности воды и земли известной (кстати, финской) компании Lamor. При строительстве самой БТС были использованы передовые технологии. Использовались трубы с заводской изоляцией и увеличенной толщиной стенки. Прокладка подводных переходов под реками производилась методом наклонно-направленного бурения. На протяжении всего трубопровода установлены электрифицированные линейные задвижки, способные обеспечить экстренное перекрытие нефтепотоков в случае аварии, а в порту для обеспечения навигационной безопасности созданы уникальные системы контроля за движением судов, позволяющие отслеживать перемещение танкеров с точностью до 10 метров.
Проверку на экологическое состояние Приморск проходил под контролем независимой комиссии, сформированной из представителей Всемирного банка, Европейского союза, а также стран, имеющих выход в акваторию Северного моря, - Дании, Германии, Швеции, Голландии и Финляндии. Сегодня на терминале "Транснефть" ежедневно проводит учения, которые вырабатывают у работников навыки по предотвращению аварийных ситуаций, угрожающих экологической безопасности.
Конечно, от аварий не застрахован ни один даже очень современный порт, однако пока, несмотря на крайнюю суровость русских зим, внештатных ситуаций в Приморске не было. А вот у соседей-финнов, напротив, зимой прошлого года случилась авария, в результате которой в Финский залив из терминала Порвоо попало 150 тонн дизельного топлива - его с поверхности воды тогда убирали неделю. К тому же финский порт не соответствует нормам экологической безопасности. Емкости с нефтью запрятаны глубоко в гранитных скалах, где существует риск обрушения породы, способного привести к катастрофе. А единственными очистными сооружениями в Порвоо до сих пор остаются небольшой резервуар, угольные фильтры и иловый пруд-накопитель. Заметим, что терминалу в Порвоо уже 30 лет, а часть резервуаров порта до сих пор не оснащена автоматической системой пожаротушения.
Между тем именно финны и латвийцы предъявляют наибольшее количество претензий к российскому порту: и экологические нормы мы не выдерживаем, и на случай внештатных ситуаций не подготовлены. Однако контроль уровня загрязнения акватории осуществляется в Приморске постоянно, норма допустимого стока нефтепродуктов минимальна - 4 килограмма в год, и норма эта соблюдается, а существенных проблем (возможно, из-за недолгой эксплуатации порта) в Приморске пока просто нет. Порт Приморска соблюдает все положения экологической программы БТС по охране водных, земельных и биологических ресурсов. Специалисты БТС учитывают мнения экспертов обновленной Хельсинкской конвенции по охране среды Балтийского моря, принятой в начале 90-х десятью странами региона. Осенью прошлого года российская сторона направила министру окружающей среды Финляндии Сату Хасси запрос на детальный анализ аварии, произошедший с финским танкером Natura в октябре 1998 г. Так что "Транснефть" готова к диалогу. Но диалог должен быть основан на стремлении к сохранению окружающей среды, а не на использовании экологического фактора для нечестной конкуренции.