Татьяна Голикова наведет порядок в местных финансах.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Вчера российское правительство одобрило поправки к налоговому и финансовому законодательству, призванные юридически закрепить проводимую в стране реформу федеративных отношений. От лица разработчиков (Минфина) эти поправки правительству представляли заместители министра финансов Татьяна Голикова и Михаил Моторин. Поправки закрепляют за каждым уровнем бюджетной системы понятные расходные обязательства. Для этого Минфин вводит понятие "бюджетные полномочия", сводящее воедино права и обязанности органов местной власти в рамках бюджета.
Минфин также вносит некоторые уточнения в устройство самой бюджетной системы. Местные бюджеты разделяются на два уровня - бюджеты муниципальных районов и муниципальных поселений. По сути дела, речь идет о возрождении "сельсоветов". Ведь низовые административно-территориальные единицы в последние годы находились фактически "вне закона". И многих губернаторов это вполне устраивало.
Глава Ярославской областной Думы Андрей Крутиков недавно заявил: "Вот у нас в регионе сейчас всего 18 муниципальных образований, а по новому закону должно стать 180! Мы в этих-то 18 льготы никак не можем упорядочить, сбалансировать бюджеты, а тут новые появятся. А как возрастут расходы на содержание армии новых муниципальных чиновников, даже и представить страшно".
Законодательные поправки также призваны уточнить распределение налоговых доходов между Центром и регионами. Пока субъектам Федерации достается 100% поступлений от региональных налогов; поступления от налога на доходы физических лиц, 70%, из которых часть отойдет муниципалам; 30% поступлений от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход и сельхозналога; 5% доходов от налога на добычу полезных ископаемых.
Самая скандальная часть предлагавшихся поправок - понятие "временной налоговой администрации". По сути дела, федеральный Центр хочет назначать в регионы-банкроты управляющих так же, как его назначают на запутавшиеся в долгах предприятия.
Предусматривается, что временная финансовая администрация вводится на срок до одного года решением Арбитражного суда в случае, если просроченная задолженность региона или муниципалитета превышает 30% его годовых доходов.
Правда, все связанные с бюджетом и финансами решения федеральный представитель обязан согласовывать с местным губернатором. Но, если в течение 15 дней губернатор не подпишет бумаги, предложенные администратором меры начинают действовать автоматически.
Хотя идея временных администраций начнет реализовываться только с 2008 года, она уже вызвала шквал критики. Как заявил депутат Госдумы Вадим Бондарь, "мы признаем, что такое понятие должно быть, но любую хорошую идею можно испортить. Процедура банкротства должна быть очень сложной и прописанной отдельным федеральным законом. Иначе временные администрации превращаются в элемент политического влияния, в дубину, которой можно воздействовать практически на любого мэра".
"В проекте понятие просроченной задолженности сформулировано крайне небрежно и широко, - считает директор направления "Муниципальные финансы и межбюджетные отношения" Института экономики города Сергей Никифоров. - Также неверно положение о том, что муниципалитет должен полностью погасить свою задолженность. Такого нет в частном секторе: кредитор и заемщик делят риски. Так же должно быть и с муниципальными образованиями: все активы, которые могут быть использованы, должны быть пропорционально разделены между кредиторами. Но никто не должен отбирать у муниципалитета, скажем, школу или больницу".
Впрочем, остается надежда, что до 2008 года спорные положения еще можно успеть изменить.