Вчерашнее поведение мировых валютных и фондовых рынков продемонстрировало, насколько законы американской экономики отличаются от российских. На первых после энергетической катастрофы в США валютных торгах в Азии курс доллара вырос по отношению к другим мировым валютам. Правда, его поведение объясняется не только катастрофой, но и информацией о росте объема промышленного производства в Америке на 0,5% за последний месяц. А на фондовом рынке выросли акции американских энергетических компаний. В российских условиях такая реакция бирж скорее всего была бы нонсенсом.
Доллар прибавил в весе и по отношению к евро, и по отношению к иене. Так, евро подешевел примерно на треть цента, сейчас он стоит чуть более 1,12 долл., в то время как в пятницу за него давали 1,125 долл. Такое соотношение валют аналитики агентства Блумберг объясняют тем, что экономика США растет быстрее, чем европейская, что и привело к укреплению доллара. Непосредственно в день аварии американская валюта на мировых рынках немного упала, однако после сообщения, что катастрофа не является терактом, его спад прекратился.
Американская фондовая биржа поначалу тоже покачнулась - хотя бы из-за того, что лишь немногие инвесторы смогли добраться до ее здания. Очевидцы отмечают, что помещение было практически пустым. Результатом этого стали минимальные объемы торгов за более чем годовой период - всего 500 млн. проданных акций, да и то лишь за счет истечения сроков форвардных контрактов.
Тем не менее торги завершились ростом, хоть и небольшим, ведущих индексов именно за счет стоимости акций электроэнергетических компаний. Логика инвесторов понятна. Они ожидают, что теперь эта отрасль будет привлекать особое внимание американских властей. Действительно, в службе информации североамериканского совета по безопасности электроснабжения сообщают, что для модернизации системы электроснабжения США требуется 56 млрд. долл. При этом министр энергетики страны Спенсер Абрахам считает, что сами компании должны профинансировать лишь небольшую часть необходимых мероприятий, а основные затраты лягут на плечи налогоплательщиков, то есть на бюджет.
Очевидно, такое отношение американских властей к проблеме и привлекает частные вложения в электроэнергетику. Интересно, что у инвесторов, вкладывающих деньги в экономику России, подход прямо противоположный - стоит предприятию или отрасли чуть покачнуться, как начинается массовый сброс одноименных ценных бумаг, приводящий к снижению капитализации и масштабному кризису.