На следующей неделе вице-премьер российского правительства Владимир Яковлев, министр транспорта РФ Сергей Франк и глава Службы автомобильного и городского пассажирского транспорта (Росавтотранс) Александр Колик должны обсуждать проблемы пассажирских перевозок. Первоначально заседание планировалось на вчерашний день, однако из-за затянувшегося заседания правительства его решили перенести.
Корреспонденту "НГ" удалось получить в Росавтотрансе материалы к встрече транспортников с вице-премьером. Как свидетельствуют документы, ситуация с общественным транспортом в стране близка к катастрофической. Обновление автобусного, троллейбусного и трамвайного парка составляет только 40% от необходимого уровня. Тысячи маршрутов закрылись, а износ основных фондов на сегодняшний день достиг 60%. Суммарный объем отложенных инвестиций на пассажирском транспорте оценивается в 220 млрд. руб., а среднегодовой объем капиталовложений из всех источников финансирования составляет чуть более 8 млрд. руб. По мнению руководства Минтранса, чтобы просто стабилизировать положение с общественным транспортом к 2010 году, вкладывать в него необходимо в пять раз больше.
При этом сегодняшние коммерческие перевозчики, доля которых в общем объеме перевозок составляет 20%, по мнению чиновников, приносят больше неприятностей, чем пользы. Из-за того, что работают "частники" без всякого контроля, возникла, как считают в Росавтотрансе, избыточная конкуренция, снижающая рентабельность работы всех перевозчиков - и муниципальных, и частных.
Минтранс считает, что государство должно взять на себя поддержку тех субъектов Федерации и городов, которые реально реформируют общественный транспорт. Министерство разработало Общероссийскую открытую программу содействия реформам пассажирского транспорта, в которую заложило принцип "поддержки в обмен на реформы". Это означает, например, что государство будет возмещать перевозчикам часть затрат на приобретение подвижного состава - при условии, что в данном городе их деятельность регулируется современными экономическими методами. В 2003 году на эту открытую программу было затрачено всего 7 млн. руб., на 2004 год Минтранс предложил заложить в бюджет 79 млн., однако одобрения не встретил.
Отдельная проблема - льготники. Более 46 млн. граждан России имеют право на бесплатный проезд, и денег на всех, естественно, не хватает: в 2002 году дотации из федерального и муниципальных бюджетов покрыли только 80% необходимой суммы. Льготники делают общественный транспорт непривлекательным для крупных частных инвестиций. Именно поэтому Минтранс настаивает на адресной системе дотаций и принятии закона "Об адресной компенсации льгот по проезду на транспорте, предоставляемых по профессиональной принадлежности", который осел в аппарате правительства. Правда, если сейчас "льготных" категорий 64, то в новом законопроекте предусмотрены денежные компенсации всего лишь 14 категориям. Зато принятие этого закона позволило бы транспортным предприятиям получать дополнительно 6-8 млрд. рублей в год. В принципе Минтранс согласен и на постепенное введение закона в действие.
В целом Минтранс намерен упорядочить ситуацию в транспортной сфере и усилить в ней влияние местных властей путем организации конкурсов перевозчиков (сейчас нет никаких ограничений на участие фирм в пассажирских перевозках). Планируется, что победители конкурса будут получать право на заключение долгосрочных договоров, которые могут даже включать в себя гарантии по бюджетному финансированию. А это, в свою очередь, позволит развить систему обновления подвижного состава по кредитным и лизинговым схемам. Чтобы такие конкурсы не противоречили российскому антимонопольному законодательству, в Минтрансе разработали законопроект "Об основах государственного регулирования городского пассажирского общественного транспорта".