МПС доживает последние месяцы.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)
Приватизация железных дорог вчера стала реальностью. Как сообщила пресс-служба президента РФ, Владимир Путин подписал Указ "О внесении изменений в Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий". Согласно этому документу железные дороги, объекты и имущество железнодорожного транспорта, непосредственно участвующие в осуществлении перевозочного процесса и аварийно-восстановительных работах, исключены из списка объектов федеральной собственности, приватизация которых запрещена. Таким образом, президент фактически положил начало активной фазе процесса создания акционерного общества "Российские железные дороги" (РЖД). Планируется, что уже к концу августа федеральное правительство примет постановление об организации РЖД.
Напомним, что ранее на встрече с Владимиром Путиным вице-премьер правительства Виктор Христенко заявил, что РЖД могут начать работать в октябре этого года. Он также сообщил, что правительство утвердило перечень организаций и имущества, которое войдет в уставный капитал акционерного общества. По его словам, это примерно тысяча различных структур общей стоимостью около 1,3 трлн. рублей.
Виктор Христенко отметил также, что правительство работает и над тем, "чтобы выделить внутри этих организаций объекты, которые будут ограничены в обороте, будут являться объектом особого государственного внимания и ни при каких условиях не могут быть предметом залога или иных форм отчуждения". Всего, по планам правительства, РЖД получат уставный капитал в размере 1,7 трлн. рублей.
"Указ президента - важный шаг, но сделан он в рамках запланированной реформы железнодорожных путей, - считает аналитик ИК "НИКойл" Владимир Тихомиров. - Предполагается, что будет использована та же схема, что и при приватизации нефтяной отрасли, "Газпрома" и РАО "ЕЭС". Транспортная инфраструктура остается в руках у государства, поскольку оно будет владеть контрольным пакетом акций РАО РЖД, а сам подвижной состав, земля под железной дорогой и, возможно, вокзалы будут приватизироваться. Однако говорить о кардинальных изменениях пока невозможно, поскольку конкретно вопрос о приватизации встанет только тогда, когда тарифы на железнодорожные перевозки перестанут субсидироваться. Пока что они в значительной степени субсидируются из бюджета".
Судьба железных дорог, таким образом, решена окончательно и бесповоротно. После того как они будут выведены из Министерства путей сообщения, само министерство скорее всего перестанет существовать. По словам вице-премьера Владимира Яковлева, МПС будет превращено в департамент железнодорожного транспорта в составе Министерства транспорта РФ. Яковлев даже назвал срок, в который произойдет эта реорганизация, - до конца 2004 года. Окончательно судьбу МПС правительство планирует определить в сентябре.