Только что вернувшийся из рабочей поездки в Иран первый замминистра транспорта, глава Росморфлота Вячеслав Рукша рассказал корреспонденту "НГ" о том, как продвигается освоение международного коридора "Север-Юг". Иран - стратегический партнер России в этом проекте. "Мы активизируем свои встречи с иранской стороной, - сказал замминистра. - И связано это с тем, что инфраструктура коридора уже достаточно развита для того, чтобы по нему пошли грузопотоки". Астраханский водный узел практически готов для того, чтобы грузоперевозки из Индии и Ирана пошли на север Европы полным ходом. Первыми, как предполагают в Минтрансе, пойдут контейнеры из Индии. Первоначально они будут перевозиться с суточной задержкой. А в будущем, надеются в Росморфлоте, реальностью станет линейный сервис. Возможности для этого есть: сейчас Россия много экспортирует, но ничего не импортирует из Ирана, и суда из иранских портов уходят пустыми. В них будут грузить контейнеры, которые пойдут по коридору "Север-Юг".
Дело теперь за сквозным оператором, который мог бы везти груз через Иран, Каспий и Россию к месту назначения. Россия, со своей стороны, выдвигает Национальную контейнерную компанию (НКК), которая имееет свои терминалы во всех ведущих портах, в том числе в Санкт-Петербурге и в порту Оля, то есть в ключевых узлах коридора. Иран пока не дал ответа, кто станет визави НКК с его стороны. Но российская сторона, как рассказал Рукша, готова к любым формам сотрудничества - к созданию консорциума, совместного предприятия, к работе по договору или даже к тому, что НКК создаст в Иране свою "дочку". Окончательно договориться об этом Россия и Иран собираются осенью на Международной Евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге. Иначе говоря, как и писала "НГ" (05.08.03), информация о российско-иранском "консорциуме", которую несколько дней назад распространил вице-премьер Владимир Яковлев, оказалась преждевременной.
Также Россия и Иран собираются в максимально короткие сроки наладить сообщение между собой с помощью железнодорожных паромов. Они, как и порты, должны быть максимально современными и вместительными. "Хотелось бы, чтобы к концу 2005 года у иранской стороны уже был такой терминал", - сказал Рукша. Кроме того, первый замминистра привез из Ирана очень важное сообщение: Иран принципиально готов к импорту российской нефти. Причем речь идет об объемах в 15-20 млн. тонн в самое ближайшее время. Хотя этот вопрос, подчеркнул Рукша, требует одобрения правительств обеих стран.
Такая спешка понятна. У безусловно удобного коридора "Север-Юг" есть серьезный соперник - коридор ТРАСЕКА, соединяющий Центральную Азию с Европой через Закавказье, в обход России и Белоруссии. Единственный способ победить конкурентов у России - пустить грузы по коридору как можно быстрее.
По словам Рукши, основные вложения российской стороны осуществлены. Росморфлот ставит задачу пропускать по коридору 10 тыс. тонн грузов в месяц, или 15-20 тыс. контейнеров в год. Это позволит отработать все элементы нового пути и привлекать инвестиции со стороны. "Мы сами не представляем, насколько динамично "Север-Юг" будет развиваться", - заявил замминистра.