С 1 января 2004 года любой гражданин России сможет ознакомиться с учредительными документами любого предприятия и организации, в том числе с паспортными данными его учредителей. Для получения нужных сведений гражданину надо будет только заплатить небольшую сумму налоговым органам. Об этом на днях заявил руководитель департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц Министерства РФ по налогам и сборам (МНС) Сергей Дуканов.
Чем это нововведение грозит отечественным бизнесменам, решили выяснить корреспонденты "НГ". Как оказалось, известные адвокаты, ученые и эксперты, в целом положительно относясь к инициативе МНС, очень серьезно сомневаются в обоснованности раскрытия паспортных данных в нашей стране.
Наиболее оптимистичен директор по развитию Российского института директоров Юрий Гусев. По его словам, "новая норма приблизит нас к западным стандартам, и она будет иметь особое значение для рынка капитала. Западные инвесторы заинтересованы в доступности информации".
Как сообщил корреспонденту "НГ" адвокат Павел Астахов, на Западе такая практика существует уже давно. "В цивилизованных странах информация об учредителях открыта, - сказал он. - И говорить о какой-либо тайне, в том числе коммерческой, в данном случае невозможно. Другое дело, что наше общество к этому еще не готово. У криминала может появиться заинтересованность в некоторых сведениях, содержащихся в учредительных документах. Поэтому, когда государство делает такой шаг, надо предусмотреть его последствия".
Известно, что паспорта и паспортные данные очень часто становятся объектом криминальных манипуляций. "В целом это очень правильное нововведение, - сказала юридический советник Европейского делового клуба в России Наталья Подольская,- но возможность раскрытия паспортных данных вызывает сомнения. Паспортные данные относятся к конфиденциальной информации, которая должна охраняться государством".
До самого последнего времени государство думало так же. Сегодня налоговая служба не предоставляет никому копий учредительных документов в том случае, если в них фигурируют паспортные данные, - причем не предоставляет даже по запросам госорганов. Однако со следующего года в госаппарате возобладает другой подход: если кто-то помещает сведения о себе в учредительные документы, то тем самым он добровольно выражает согласие на обнародование личной информации. Дуканов сказал, что "вполне логично, если гражданин посчитал необходимым указать паспортные данные или сведения о своей частной жизни в уставе, то он осознает, что эти сведения станут открытыми".
В логике налогового ведомства есть только один пробел: закон фактически получает обратную силу. Все, кто вносил личные сведения о себе в предыдущие годы, не знал, что эти сведения будут выставляться на всеобщее обозрение. Теперь эти конфиденциальные сведения задним числом превращаются в публичные. "Отношения между гражданином и государством требуют доверия, как между пациентом и врачом, - заметил управляющий делами центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р" Борис Демидов. - Когда человек предоставлял сведения о себе налоговым органам, он рассчитывал, что они останутся в тайне".
"В любом случае доступ к личным документам нужен, - считает директор Института комплексных стратегических исследований Юрий Симачев. - Такой доступ снижает кредитные риски, риски контрагентов, он позволяет узнать, когда создана организация и сколько лет она существует на рынке. Но ведь паспортные данные - это адреса, и тут уже должен сработать принцип тайны личной информации". Некоторые эксперты говорят даже, что обнародование паспортных данных противоречит статье 23 Конституции, в соответствии с которой "каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени".
Однако адвокат Михаил Бурмистров считает, что новый закон Конституции не противоречит. "В Конституции есть еще и статья 55, которая накладывает ограничения на права человека, если эти права затрагивают законные интересы других лиц, - сказал он корреспонденту "НГ". - Если человек становится предпринимателем, это уже предполагает некоторую публичность, поскольку его действия сопряжены с интересами других лиц. Организации, которые подписывают с ним договоры, дают ему кредиты, должны иметь реальную возможность проверить предоставленную им информацию. Сейчас в судах рассматривается очень много дел, в которых фирмы зарегистрированы на подставных лиц. Конечно, кто-то может попытаться воспользоваться опубликованной информацией в своих интересах, но если в его действиях будет усмотрен состав преступления, это повлечет за собой ответственность. К тому же государство должно подумать о гарантиях защиты от злоупотреблений предоставляемыми данными".
Другое дело, что информация об учредителях, как правило, и так является достоянием гласности - хотя и неофициально. Вот уже много лет, как по рынкам страны гуляют компакт-диски с подробными базами данных о предприятиях и их учредителях. Источником этих баз данных являются налоговые и регистрационные органы. Иногда их похищают хакеры, иногда - тайно сбывают сами госслужащие. Так что речь идет только о легализации тех процессов, которые сегодня существуют подпольно.