Германские, иранские и российские компании и власти ведут переговоры о создании консорциума по эксплуатации коридора "Север-Юг", заявил в понедельник агентству РИА "Новости" вице-премьер Владимир Яковлев. По словам вице-премьера, консорциум уже в ближайшие два года может начать реализовывать конкретные проекты.
Однако, судя по всему, пока о переговорах и консорциуме знает лишь вице-премьер. В Минтрансе России корреспонденту "НГ" заявление Яковлева комментировать не стали, сославшись на то, что пока остается много неясного в отношении будущего консорциума. Ничего не слышали об участии Германии в проекте и в немецком посольстве. Из всех немецких компаний, по мнению представителей Германии, принять участие в эксплуатации коридора "Север-Юг" может только компания Eurogate, которая и так уже несколько лет успешно сотрудничает с российской "Национальной контейнерной компанией" в строительстве терминала в порту Усть-Луга в Ленинградской области. Нет информации о будущем консорциуме и в Департаменте внешних связей Торгово-промышленной палаты РФ. В неформальных разговорах эксперты говорят, что один из немецких концернов проявлял интерес к коридору "Север-Юг", но до сих пор не сделал никаких шагов в этом направлении, а весь вопрос с совместной эксплуатацией МТК с иностранцами очень сырой. Однако Яковлев, видимо, имея на то свои причины, вполне уверенно говорит о "консультациях" между российскими, иранскими и германскими компаниями, а также о "формальных и неформальных" разговорах о консорциуме на уровне государственных структур.
Напомним, что международный транспортный коридор "Север-Юг" должен быть создан в рамках ФЦП "Модернизация транспортной системы России" к 2010 году. В прошлом году Россия ратифицировала договор с Ираном и Индией по созданию этого коридора. Он должен соединить Индию и Финляндию, протянувшись через Персидский залив, Иран, Каспийское море, Волгу к Санкт-Петербургу в общей сложности на 6500 км. Предполагается, что новый коридор станет альтернативой морской транспортировке грузов через Суэцкий канал, уменьшив при этом затраты перевозчиков на 15-20%, а сроки доставки - на 15-20 суток. Новая магистраль должна приносить 5-6 млрд. долларов в год. А вот оценки того, сколько грузов будет перевезено по новому коридору, существенно разнятся - от 10 до 30 млн. тонн.
Один из важнейших узлов будущего коридора - астраханский порт Оля, в отношении которого вице-премьер говорил о необходимой модернизации. В случае расширения портовых мощностей большую часть проходящих по Каспию грузов Россия сможет взять на себя, сказал Яковлев.
Ясно, что непременными участниками консорциума станут питерские компании, специализирующиеся на строительстве терминалов. Они вкупе со своими иностранными партнерами должны дать инвестиции, которых не хватает на осуществление задуманного чиновниками в рамках ФЦП.