- Когда, на ваш взгляд, Россия вступит в ВТО? Что этому мешает в позиции российской стороны? А на какие уступки могут пойти США?
- Мне представляется, что вступление России в ВТО состоится в 2005 году. Хотя не исключаю, что это может произойти и в 2004-м. Насколько мне известно, американская сторона весьма удовлетворена результатами недавней встречи в Женеве и достигнутым в ее ходе прогрессом. Однако значительные препятствия сохраняются в секторе услуг, включая прежде всего банковские, страховые и телекоммуникационные. Сложным вопросом остается сельское хозяйство.
Думаю, американская сторона признает, что у России должно остаться право на некие субсидии в этом секторе, поскольку и Европа, и США по уровню субсидирования сельского хозяйства значительно превосходят Россию. Проблемы доставляет и сохраняющаяся напряженность с квотами на куриное мясо. Но мне кажется, что большая часть этих проблем будет разрешена приблизительно в течение одного года.
- Как вы считаете, возможно ли, что при вступлении в ВТО наша экономика будет "раздавлена" иностранцами?
- Не могу с этим согласиться. Если бы сторонники такого взгляда могли привести конкретный пример страны, которая вступила бы в ВТО и значительные сектора экономики которой оказались бы "раздавлены", у нас был бы предмет для разговора. Однако история свидетельствует, что страны, вступившие в ВТО, значительно увеличили свой ВВП, вышли на мировые рынки со своими товарами и повысили благосостояние своих жителей. Конечно, в разных странах это происходило по-разному и в различной степени, но я не думаю, что Россия окажется в невыгодном положении из-за вступления в ВТО. Я даже не думаю, что у России есть выбор - если она желает успешно развиваться в XXI веке.
- Как не так давно заявил глава Международной финансовой корпорации /IFC/ Петер Войке, Россию скоро ждет бум приходящих инвестиций. Вы согласны с ним?
- Инвестиционный климат в России продолжает улучшаться. Значительно возрастает количество делегаций, руководителей крупных американских компаний, приезжающих в Россию для предметных брифингов. Причем эти визиты основываются на всестороннем изучении рынка, уже осуществленном сотрудниками этих компаний. Все это говорит о том, что американский бизнес наконец "открыл" для себя Россию.
- В интервью в ИТАР-ТАСС вы сказали, что в Россию намеревается прийти сеть Wal-mart. Можно ли сказать, что рынок розничной торговли сегодня очень привлекателен для западных инвесторов?
- Прежде всего позвольте уточнить, что в интервью ИТАР-ТАСС я лишь высказал свое предположение, что Wal-Mart может выйти на российский рынок. Я не говорил о конкретных планах этой компании и не готов сделать это сейчас.
Что касается рынка розничной торговли (ритэйла), то, по нашим оценкам, сегодня этот сектор является наиболее быстро растущим в России, и останется таким и в будущем году. Многие западные торговые сети уже работают здесь. Палата с большим оптимизмом смотрит на рост рынка ритэйла в стране и даже планирует проведение осенью крупного мероприятия в формате круглого стола по данной теме. Этот сектор демонстрирует все признаки сильного роста.
- Планируются ли в ближайшее время со стороны крупных американских компаний такие же крупные сделки с российскими компаниями, как слияние ТНК-BP?
- Не могу комментировать размер сделок, но хотел бы сказать, что уже происходили похожие сделки. Например, недавно компания Marathon приобрела Ханты-Мансийскую нефтяную компанию. Мы рассматриваем это как крупное приобретение не только из-за суммы сделки (хотя она и не настолько велика, как в случае с упомянутой вами сделкой ТНК-ВР), но и потому, что это крупная стратегическая инвестиция, которая свидетельствует об уверенности в российском нефтяном и энергетическом секторе.
Мне известны по крайней мере еще две американские компании, которые ведут серьезные переговоры о слиянии с российскими компаниями, но я не могу раскрывать их имена.
- Как бы вы оценили приобретение "Норильским никелем" компании Stillwater mining? Не вызывают ли подобные факты некой неоднозначной общественной реакции в США?
- Общественная реакция может быть неоднозначной, но сделка совершена, и это факт. Наша система позволила ей состояться. Сделка была рассмотрена правительственными органами в Вашингтоне, включая Федеральную комиссию по торговле, и была одобрена. Я не заметил излишне негативной реакции на нее. Думаю, что она отражает будущие тенденции, и мы станем свидетелями крупных российских инвестиций в разные сектора экономики Соединенных Штатов.