На вчерашнем брифинге первый заместитель министра путей сообщения Вадим Морозов рассказывал о самой актуальной проблеме железнодорожного транспорта - о недостаточной индексации тарифов. По мнению железнодорожников, это основная причина, не позволяющая отрасли нормально развиваться. В качестве доказательства приводятся такие цифры: в 2002 году цены на ресурсы, которые потребляет МПС, выросли на 23%, тогда как уровень инфляции составил 15,7%, за первые пять месяцев 2003 года эти значения составили 11,5 и 7,4% соответственно. Государство, считают железнодорожники, слишком жестко контролирует их тарифы, и не закладывает в них инвестиционную составляющую. Влияние роста железнодорожных тарифов на цены производителей в промышленности минимально по сравнению с другими естественными монополиями и оценивается в 0,2%. В этой связи Морозов привел свой излюбленный довод: на самом деле МПС вообще не монополия, поскольку работает в условиях жесточайшей конкуренции с другими видами транспорта.
Необоснованное, по мнению МПС, занижение тарифов приводит к тому, что в прошлом году отрасль работала с убытками в 42,8 млрд. рублей. Правда, в этом году, отметил Морозов, железнодорожникам скорее всего даже удастся получить 4,8 млрд. прибыли. Но это произойдет только за счет увеличения общего объема перевозок. В результате отсутствуют условия для привлечения инвестиций. Как сказал корреспонденту "НГ" Вадим Морозов, сейчас объем собственных инвестиций в отрасль составляет 101 млрд. рублей. Еще 10 млрд. могут составить доходы от продажи подвижного состава. Темпы роста инвестиций в железные дороги значительно меньше, чем по промышленности в целом.
Как сказал замминистра, чтобы "не жировать, а сохранить достигнутое", в 2004 году тарифы на грузоперевозки следует повысить на 12%. Сначала называлась цифра в 14,7%, но совместными усилиями Федеральной энергетической комиссии, Минэкономразвития и других ведомств ее удалось снизить. Также должны подняться цены и на пассажирские перевозки: хотя они и убыточны, МПС не хочет лишаться прироста пассажиропотока, который впервые появился в 2002 году. Теперь цифру в 12% МПС в августе придется отстаивать перед правительством; железнодорожники ждут поддержки от МЭРТа и Минфина. А пока, МПС в августе вводит в действие новый прейскурант, который должен "создать конкурентную среду" между перевозчиками. Предполагается, что собственники подвижного состава будут платить только за услуги инфраструктуры, а дальше конкурировать между собой. Кроме того, в ближайшие два месяца ФЭК должна представить правительству проект постановления "О ценообразовании на железнодорожном транспорте". В этом проекте, надеются в МПС, порядок установки тарифов будет изменен в лучшую для транспортников сторону. А на втором этапе реформы МПС - в 2004-2006 годах - ценообразование вообще должно стать свободным.