Вчера в правительстве должно было состояться первое заседание трехсторонней рабочей группы по подготовке бюджета-2004. В группу входят представители Думы, Совета Федерации и кабинета министров. Однако заседание не состоялось - прежде всего потому, что правительство не успело согласовать все разногласия по бюджету между федеральными ведомствами. Правительственная комиссия, которая будет обсуждать претензии ведомств, состоится на этой неделе, а первое заседание рабочей группы, как сообщили "НГ" в аппарате министра финансов, должно состояться в начале августа. Таким образом, на "торговлю" с представителями правительства на стадии разработки бюджета у представителей палат останется крайне мало времени. Как ранее сообщал глава Минфина Алексей Кудрин, его ведомство внесет окончательный проект бюджета в правительство уже 7 августа этого года, а не осенью, как это делалось обычно. 14 августа пройдет заседание правительства по рассмотрению бюджета, а вскоре после этого главный финансовый закон страны будет внесен в Думу.
Формально ускоренные темпы бюджетного процесса объясняются тем, что осенняя сессия Думы будет укорочена из-за выборов. Но есть и другая, политическая причина того, что правительство может себе позволить высокую скорость принятия закона о бюджете.
Работу над его проектом правительство ведет вместе с контролируемым парламентом. Политики в Думе сознают, что в полемике о бюджете у них нет ни веса, ни пространства для маневра. И поэтому они фактически отстранились от активного взаимодействия с правительством.
Как отмечают все наблюдатели, бюджет-2004 будет принят легче, чем бюджет нынешнего года, который, в свою очередь, принимался легче, чем бюджет-2002. Если несколько лет назад политические группировки в Думе пытались торговаться с правительством, громко объявляли, что требуют повышения ассигнования на те или иные нужды, то теперь об этом ничего не слышно. В прессе не найти буквально ни одного заявления наших известных политиков по бюджетным вопросам.
На фоне самоустранившейся Государственной Думы несколько более активным выглядит Совет Федерации. Сенаторы постоянно заявляют, что будут требовать увеличения ассигнования на сельское хозяйство и на помощь регионам. В частности, заместитель председателя комитета верхней палаты по агропродовольственной политике Максим Кавджарадзе недавно сказал, что не менее 10 млрд. рублей необходимо выделить на лизинг сельскохозяйственной техники, а также на страхование всех видов агропромышленной деятельности. В пятницу заместитель председателя комитета СФ по бюджету Владимир Петров потребовал увеличить фонд финансовой поддержки регионов в бюджете-2004 примерно на 50 млрд. рублей.
"Члены верхней палаты парламента активно работают в составе правительственно-парламентской комиссии по разработке бюджета, - заявил председатель СФ Сергей Миронов. - Между прочим, мы уже внесли свои предложения по бюджету 2004 года, в которых предлагаем сделать его более регионально ориентированным".
Правда, все может измениться осенью. Бюджетные заседания Думы будут проходить накануне выборов, и многие депутаты будут пользоваться думской трибуной для пиара. Но, по словам Сергей Миронова, функция верхней палаты будет заключаться как раз в том, чтобы демпфировать политические страсти. "Мы не должны допустить проникновения в главный финансовый документ страны нереализуемых обещаний", - отметил Миронов.