Структура доходов типичного негосударственного оператора фиксированной связи.
Телекоммуникационный бизнес остается одним из самых прибыльных в Москве. Несмотря на это, в настоящее время поставщики услуг связи вынуждены искать новые пути развития. Дело в том, что наиболее доходная часть клиентов, корпоративный сектор, уже практически полностью выбрана. Причем охвачены не только крупные компании (их альтернативные операторы поделили еще три года назад), но и клиенты из среднего и малого бизнеса. "Сейчас операторам остается развивать дополнительный сервис для уже существующих клиентов либо осваивать новые сегменты рынка", - говорит директор по маркетингу компании "МТУ-Информ" Дмитрий Дронов. В этом смысле самым большим потенциалом с его точки зрения обладает рынок Подмосковья. Но из-за недостаточной технической оснащенности (прежде всего современными телекоммуникационными сетями) этот регион требует огромных инвестиционных вложений. Впрочем, Дмитрий Дронов убежден, что активное освоение Подмосковья начнется в самое ближайшее время. Во всяком случае, предпосылки к этому уже есть.
В то же время традиционные операторы также не дремлют. По данным Минэкономразвития РФ за первое полугодие нынешнего года традиционные операторы установили на 800 тыс. телефонных аппаратов больше по сравнению с первым полугодием 2002 года. Тем не менее, по данным сайта "Телеком в России", в столице подавляющее преимущество остается за альтернативными операторами. За 2002 год доля охвата рынка альтернативными операторами составила 74% против 26% операторов традиционных. "Понятно, что и "традиционные" и "альтернативные" операторы стараются получить возможно большую долю рынка", - рассказал корреспонденту "НГ" заместитель коммерческого директора компании "Комбеллга" Андрей Патока. "При этом альтернативные операторы по традиции сильнее в работе с корпоративными заказчиками, а также в обеспечении телекоммуникационными услугами корпоративных заказчиков, крупных офисных центров и современных жилых комплексов", - продолжает он. По мнению Андрея Патоки, успех альтернативных операторов во многом обусловлен способностью предоставить полный пакет современных услуг высокого качества, гибкой ценовой и инвестиционной политикой, а также внимательным отношением к каждому абоненту.
Впрочем Дмитрий Дронов из "МТУ-Информ" считает, что прямой конкуренции между альтернативными операторами связи и МГТС не существует. "Основная категория клиентов альтернативного оператора - корпораторы, потребности которых не ограничиваются только телефонным сервисом. Эти клиенты, как правило, потребляют комплекс услуг связи. Соответственно помимо различий в действующих сегментах необходимо учитывать еще и фактор комплексности. Однако тенденции развития отрасли свидетельствуют о том, что в последнее время большинство альтернативных операторов предпринимают шаги по выходу на рынок частных пользователей", - рассуждает он.
"Несмотря на растущую насыщенность услугами и высокий уровень конкуренции, рынок фиксированной связи Москвы по-прежнему остается одним из самых привлекательных", - убежден Андрей Патока. Среди основных причин продолжающегося роста спроса на услуги фиксированной связи в столице он называет высокие темпы строительства коммерческой недвижимости и жилого фонда, а также все более увеличивающаяся потребность абонентов в современных услугах по передаче данных и доступу в интернет. "Отдельно необходимо отметить постоянно растущий сегмент абонентов, проживающих в загородных домах и заинтересованных в получении "столичного" качества обслуживания", - добавил Андрей Патока.
По мнению операторов, наблюдающиеся в отрасли процессы слияния должны привести к созданию более крупных и финансово сильных операторов. "Это позволит с максимальной эффективностью использовать их инфраструктуры и предлагать большему числу пользователей широкий перечень услуг, повысить их надежность и, возможно, снизить стоимость", - считает Андрей Патока.