Главное контрольное управление президента РФ обнародовало отчет за 1-е полугодие 2003 года. Итоги его неутешительны - государственные средства расходуются неэффективно. А часть их и вовсе возвращается обратно в бюджет, так и не дойдя до цели.
ГКУ выяснило, что в 2003 году доля госзакупок в ВВП возросла до 6,4% и составила 834 млрд. рублей, но только две трети этих средств распределяются на конкурсной основе, а их использование по-прежнему неэффективно.
Желаемого результата госзакупки не достигают потому, что, как указано в отчете, правительство Российской Федерации до сих пор не разработало "действенную систему экономического обоснования объемов государственных закупок и финансовых затрат на эти цели". Прогнозы закупок составляются "от достигнутого", что не позволяет сокращать нерациональные расходы. А в итоге утверждаемые объемы закупок продукции для государственных нужд в ряде случаев "практически не обоснованы реальными потребностями". Правда, сумма бюджетных средств, которые из-за неурядиц с госзакупками возвращаются в бюджет, так и не будучи использованными, все-таки сокращается - если в 2001 г. она составила 19,5 млрд. руб., то в 2002-м всего лишь 7 млрд. Но ведомства так часто нарушают закон, а контроль за выполнением государственных контрактов так слаб, что средства, выделенные на госзаказ, расходуются неэффективно. Например, Минтруда нанесло государству ущерб в 193 млн. рублей, пустив на самотек исполнение государственных контрактов на разработку автоматизированной информационной системы. Вопреки требованиям закона Минсельхоз, Минобороны, МВД и другие ведомства допускают к участию в конкурсах поставщиков, которые не имеют производственных мощностей, оборудования и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров.
Хуже всего дело обстоит с инвестиционными вливаниями государства. Госзаказчики не только не концентрируют финансовые ресурсы на пусковых стройках, но и запускают новые стройки, не закончив уже начатые. Из-за этого "происходит распыление средств и омертвление их в незавершенном строительстве. В целом по стране его объем исчисляется сотнями миллиардов рублей", говорится в отчете. В целом ни по одной из программ, действие которых завершилось к 2002 году, не решены основные задачи. ГКУ предложило срочно доработать и принять закон "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Кроме госзакупок большое внимание в отчете ГКУ уделено проблемам ЖКХ и выплат зарплаты. Специалисты констатировали, что за последние три года кредиторская задолженность предприятий ЖКХ увеличилась на 16,2% и достигла 274,4 млрд. руб. Реформирование отрасли фактически не осуществляется, а единая система управления ею вообще отсутствует. Напомним, что неделю назад вице-премьер правительства РФ Владимир Яковлев заявил "Эху Москвы", что кредиторская задолженность в сфере ЖКХ составляет 254 млрд. рублей.
Общую задолженность по выплате заработной платы в России на 1 апреля 2003г. ГКУ оценило в 34,1 млрд. руб. Финансовая помощь из федерального бюджета не изменила ситуацию с задолженностью по выплате заработной платы в 34 территориях - в том числе из-за нецелевого использования бюджетных средств.