Пассажирские перевозки продолжают быть убыточными, несмотря на то что цены на железнодорожные билеты с 11 июня поднялись на 5%, с 11 июля - еще на 10%. Ежегодно Министерство путей сообщения тратит на их субсидирование более 10 млрд. рублей. Как сообщил вчера на пресс-конференции первый замминистра путей сообщения Владимир Якунин, сегодня борьба с убыточностью пассажирских перевозок - одна из главных задач МПС.
За год услугами пассажирских дорог пользуется 1,5 млрд. человек. Но огромное количество пассажиров не платят. Как сообщила ранее в интервью радиостанции "Эхо Москвы" замглавы МПС Анна Белова, каждый контролер в электричке собирает за день в среднем от 1 до 3 штрафов. Зная, сколько людей ездит в электричках "зайцем", можно с уверенностью сказать - это очень немного. Сейчас МПС решило переменить тактику и совместить роли контролера и билетного кассира. То есть, обнаружив в вагоне "зайца", контролер просто продает ему билет - хотя и дороже, чем на вокзале. Увы, только за счет "зайцев" экономические проблемы пригородных поездов не решить.
В нынешних условиях - если только верить бухгалтерии железнодорожников - пригородные электрички безнадежно убыточны. В 1-м полугодии 2003 года расходы железнодорожников на организацию пригородных перевозок составили более 15 млрд. рублей. Между тем выручка от продажи билетов составила всего 2,7 млрд. То есть билеты покрывают едва ли пятую часть всех затрат на пригородное сообщение. Правда, еще более 4 млрд. рублей уходит на оплату льготного проезда самих железнодорожников. Тем не менее 8,8 млрд. рублей - это чистые убытки.
В последнее время эта проблема стала особенно болезненной - в ближайшее время должна родиться компания "Российские железные дороги". "Мы не можем себе позволить минусовый баланс нового акционерного общества", - сказал вчера на пресс-конференции в МПС первый заместитель министра путей сообщения Владимир Якунин в Москве. По словам Якунина, в связи с созданием ОАО "Российские железные дороги" МПС намерено активизировать работу по ликвидации убыточности пригородных пассажирских перевозок.
Способов для борьбы с убыточностью есть два. Один - старый и проверенный - перекладывать убытки на региональные бюджеты. МПС вот уже 8 лет заключает об этом с регионами двусторонние соглашения. В настоящее время действуют соглашения с 55 субъектами Федерации. Но проблемы это не решает. Из 74 регионов, имеющих пригородные сообщения, полностью компенсировали убытки по ним только 14. Всего от регионов за первое полугодие железнодорожниками получено 4,4 млрд. рублей - то есть половина всех убытков.
По словам Владимира Якунина, приоритетным направлением работы по снижению убыточности станет создание совместных с регионами пригородных компаний. Пока образовано только 4 такие компании - все в Западной Сибири. Если эта мера и не сделает электрички прибыльными, то она по крайней мере очистит от убытков баланс АО "РЖД".
Второй способ, к которому железнодорожники собираются прибегнуть в будущем, - это заставить платить ведомства, сотрудники которых пользуются льготами на проезд. Чтобы провести эту идею в жизнь, МПС лоббирует принятие Закона "Об адресной компенсации льгот по проезду на транспорте, предоставляемых по профессиональной принадлежности". Если этот закон будет принят, то перед страной встанет необходимость увеличивать военный бюджет и ассигнования на правоохранительную деятельность, хотя речь будет идти вовсе не о милитаризации страны, а только о компенсации убытков пассажирского транспорта.