Вчера Министерство по налогам и сборам (МНС) вручило трем нефтеперерабатывающим заводам Башкирии - Уфимскому НПЗ, Новоуфимскому НПЗ и "Уфанефтехиму" требования добровольно внести в бюджет 12 млрд. руб. Это решение стало итогом давней истории, связанной с так называемыми "байконурскими льготами", и в очередной раз продемонстрировало определенную избирательность властей - МНС не обратило внимания, например, на структуры "ЛУКОЙЛа".
Корни проблемы ведут в 1995 год, когда было подписано российско-казахское соглашение об особом международном статусе Байконура. Находящийся на территории Казахстана город арендуется Россией и административно подчиняется Московской области. Благодаря своему статусу Байконур обладает рядом особенностей налогообложения. Все налоги городских компаний зачисляются в местный бюджет. А глава администрации Байконура имеет право предоставлять налоговые льготы в обмен на инвестиции в развитие города.
Этими льготами воспользовались прежде всего нефтяные компании. Схема ухода от налогов была стандартной. В Байконуре регистрировалась фирма, которая брала в аренду мощности на нефтеперерабатывающем заводе. Выпускаемые на этих мощностях бензин и другие нефтепродукты освобождаются от акцизов.
Впрочем, в октябре 2001 года было принято постановление правительства # 747, запретившее мэру Байконура предоставлять налоговые льготы, если предприятие не имеет на территории города помещений для производства товаров. Документ отменил и все ранее принятые мэром решения.
Между тем правоохранительные органы стали трясти тех, кто уже успел воспользоваться байконурской схемой. Весной следователи объявили, что через суд в бюджет уже смогли возвратить 2,6 млрд. руб., а всего ущерб, нанесенный государству, оценивается примерно в 22 млрд. руб. В число "подозреваемых" попали заводы в Москве, Перми, Волгограде, Нижегородской области, Республике Коми и Башкирии, в том числе дочерние структуры "ЛУКОЙЛа" - "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка", "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка". Тогда же Законодательное собрание Башкортостана направило президенту Путину просьбу защитить республиканский ТЭК от "наездов" налоговиков.
Дело затягивалось из-за того, что сначала госорганы должны были через суд доказать ничтожность соглашений, заключенных между байконурскими фирмами и нефтеперерабатывающими заводами. Затем выездная налоговая проверка должна была выяснить точную сумму невыплаченных налогов. Но вот по трем находящимся в Башкирии предприятиям выездные проверки закончены, им предложено вернуть в бюджет невыплаченные налоги, а также заплатить пени и штрафы. Сейчас правоохранительные органы передают в суд дело на Московский НПЗ. Но пока МНС не трогает "ЛУКОЙЛ", а ограничивается предприятиями местного значения: уфимские предприятия находятся в собственности компании "Башнефтехим" и Башкирской топливной компании; Московский НПЗ входит в Московскую нефтяную компанию, связанную с городскими властями. На вопрос корреспондента "НГ", собирается ли МНС "привлекать" и другие предприятия, заместитель министра по налогам и сборам Ринат Досмухамедов не ответил ни "да", ни "нет", но намекнул, что работа по байконурскому делу еще не закончилась.
Ринат Досмухамедов сообщил, что МНС собирается ставить вопрос о некоторых других территориях, используемых для ухода от налогов - прочих закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). По словам Досмухамедова, "льготы ЗАТО урезаны, но вопросы к ним остались".
Вполне возможно, что борьба с "внутрироссийскими офшорами" сделает невозможным принятие лоббируемого Минэкономразвития законопроекта об особых экономических зонах. Внятного ответа об отношении к идее особых зон от Рината Досмухамедова добиться не удалось, однако замминистра заявил, что печальный опыт Байконура должен быть учтен законодателями.