Вчера глава "Газпрома" Алексей Миллер летал на один день в столицу Турции Анкару. Он пытался договориться с турецкой компанией Botas по спорным моментам проекта "Голубой поток", но какого-то конкретного результата ему добиться не удалось. Единственное пока, о чем можно говорить с большой долей вероятности, - это о том, что в ближайшее время переговоры по поставкам российского газа выйдут на политический уровень и к их решению подключатся представители властей двух стран. Собственно говоря, ничего другого от этого визита и не ожидалось даже в самом "Газпроме". "Это попытка вывести переговоры на более высокий уровень и так или иначе добиться устраивающего обе стороны решения", - объяснил "НГ" задачи визита председателя правления в Турцию пресс-секретарь Алексея Миллера Сергей Куприянов.
Серьезные проблемы у "Голубого потока" начались в середине марта этого года, когда турецкая сторона прекратила отбор газа, объяснив это низким спросом внутри страны. Тогда же были начаты и переговоры об изменении условий поставки. Урегулировать ситуацию попыталась "газпромовская" делегация во главе с зампредом правления компании Юрием Комаровым, но майский визит в Анкару ничего не дал. Российская сторона продолжала настаивать на выполнении условия контракта "бери или плати" (оговоренные в договоре объемы оплачиваются, даже если они реально не отбираются), а турки пригрозили подать в суд. При этом они требуют снижения цены и уменьшения поставок, ссылаясь на тот же контракт, и, как выяснилось, небезосновательно. Сегодня в "Газпроме" признают, что в документе была допущена ошибка в формуле цены. "То, что при заключении контракта недоглядели, - да, правда, стоит признать", - сказал Сергей Куприянов.
Возможно, именно наличие у турецкой стороны этого сильного аргумента и заставило "Газпром" пойти на уступки. "Компания готова говорить о некотором снижении цен на газ. Но пока мы не можем сказать, какие конкретно скидки можно дать турецкой стороне. При этом нужно обратить внимание, что это именно скидки, а не общее снижение цены контракта, - рассказал "НГ" Сергей Куприянов. - Кроме того, мы готовы говорить и о некотором снижении объемов отбора газа. Что касается объемов снижения, то пока неофициально речь идет о 10 млрд. кубометров в течение первых 8 лет". Помимо этого, в российской компании даже готовы участвовать в развитии газотранспортной системы внутри Турции, которая, по словам Сергея Куприянова, не может обеспечить в полном объеме доставку газа до конечных потребителей, из-за чего и возникают трудности "Голубого потока".
Между тем в "Газпроме" категорически отвергают связь между уступками, на которые идет российская сторона, и проколами в контракте. "Стоит разделить два момента - устранение технических недочетов в контракте и приостановку отбора газа, которая связана с двумя факторами: недостаточно развитая система газопроводов на территории Турции и несколько завышенные на момент подписания договора ожидания турецкой стороны по объемам потребления газа, - говорит Сергей Куприянов. - Недочеты в контракте и приостановка отбора - это не связанные напрямую моменты. Хотя наши контрагенты с турецкой стороны пытаются связать их между собой".
Очевидно, что блицвояж Алексея Миллера в Анкару будет не последним и переговоры еще только начинаются. Турки позиции не меняют и требуют изменить условия поставок. Если мнения сторон сблизить не удастся и Анкара откажется покупать российский газ, то речь может идти о потере российской стороной нескольких миллиардов долларов и выплате из других источников кредита в 1,3 млрд. долл., который брался под строительство газопровода.
В "Газпроме" пока уверены, что этого не случится и говорить об убытках рано. "Любая скидка - это недополученная выгода, но в данном случае эффект, как мы считаем, будет положительным, и поэтому мы на это идем. Что же касается комплексных потерь, то мы считаем, что пока нет оснований закладывать возможную недополученную прибыль от данного контракта в будущие убытки", - заявил "НГ" Сергей Куприянов и добавил, что "мы ведем переговоры, и наши позиции достаточно сильные, чтобы быть уверенными, что краха не будет".