В начале декабря Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) перечислит 290 млн. долл. на строительство автодороги Чита-Хабаровск и кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга. Соответствующее соглашение подписали на прошлой неделе министр транспорта РФ Сергей Франк и президент ЕБРР Жан Лемьер. Об этом вчера сообщил руководитель государственной службы дорожного хозяйства России Игорь Слюняев.
В "Росавтодоре" крайне довольны условиями кредита. Россия под гарантии правительства получает заем в размере 290 млн. долл. Срок погашения кредита - 15 лет, платежи отсрочены на три года. Процентная ставка зависит от ставки LIBOR и сейчас составляет 2,5%. Она может колебаться, но, если мировая конъюнктура изменится в неблагоприятную для России сторону, есть возможность зафиксировать ставку на уровне 4%. В качестве софинансирования российская сторона должна предоставить 20% от выделенного кредита на уплату налога на добавленную стоимость.
По словам Игоря Слюняева, это самый крупный кредит, когда-либо выданный Европейским банком реконструкции и развития. "До этого размеры ссуд не превышали 250 млн. долл. К тому же банк предпочитает выдавать кредиты организациям с частной формой собственности и не требует государственных гарантий, поэтому решение ЕБРР о финансировании наших автодорог можно считать большим успехом. Тем более что договоренность была достигнута за рекордно короткий срок - всего 9 месяцев", - пояснил он.
Такую сговорчивость Европейского банка реконструкции и развития в "Росавтодоре" объясняют тем, что по первому кредиту в размере 229 млн. долл., предоставленному ЕБРР на эти же цели, у банка не возникло никаких претензий. "Нам даже удалось за счет подбора подрядных организаций сэкономить на строительстве кольцевой автодороги вокруг Петербурга 50 млн. долл., и эти деньги были направлены на трассу Чита-Хабаровск", - говорит руководитель дорожной службы.
Строительство трассы, которая впервые соединила бы восточные и западные регионы России, ведется с 1966 года. "Но из-за недостатка средств нам все время приходится отдавать приоритеты ремонту и модернизации уже существующих дорог, а строительство новых ведется по остаточному принципу", - объяснил Игорь Слюняев. По его словам, в России сейчас проложено 47 тыс. км федеральных дорог, необходимо построить еще 50 тыс. км.
Полное обустройство трассы Чита-Хабаровск планируется закончить к 2008 году. Ширина проезжей части будет составлять 7 м, в сутки по ней будет проезжать до 3 тыс. автомобилей.
По словам Игоря Слюняева, в настоящее время "Росавтодор" ведет переговоры и с Всемирным банком. "Когда-то наши отношения были прерваны, поскольку в ходе переговоров о предоставлении кредита были предложены неприемлемые для России условия, - сказал руководитель "Росавтодора". - Однако сейчас Всемирный банк внимательно следит за нашими переговорами с ЕБРР, и мы обсуждаем с ним вопрос о предоставлении займа в размере 250-350 млн. долл. на обустройство дорог Юга России, в том числе автодороги "Дон".
Необходимость занимать средства на строительство и ремонт дорог Игорь Слюняев объясняет слабым финансированием: "Из бюджета ежегодно выделяется около 7 млрд. долл. Этого явно недостаточно, если учесть, что США каждый год тратят около 109 млрд.".