Вчера глава Центробанка Сергей Игнатьев докладывал президенту России Путину об макроэкономической ситуации в стране: рост стабилен, инфляция имеет все шансы уложиться в запланированные 12%, а золотовалютные резервы достигли рекордных 64 млрд. долл., причем за 6 месяцев этого года они выросли сильнее, чем за весь 2002 год.
После визита к главе государства Игнатьеву предстояло столь же необходимое, и столь же ритуальное мероприятие - заседание Национального банковского совета (НБС). В этом органе заседают представитель обеих палат парламента, правительства и президента, обязанные контролировать деятельность Банка России. Но жесткость этого контроля не стоит преувеличивать: совет заседает раз в квартал. Последний раз он собирался в апреле, тогда рассматривалась стратегия реформирования банковского сектора. Однако к общему знаменателю члены НБС весной не пришли. Основным пунктом разногласий стали трансграничные банковские услуги, легализация которых предусматривается проектом закона о валютном регулировании.
Если эта норма будет приведена в действие, то российские банки могут оказаться в весьма трудной ситуации, поскольку у наших компаний появится возможность открывать счета за рубежом, по которым они смогут вести между собой расчеты. В результате банковская система может потерять значительные финансовые ресурсы.
"Прежде чем открывать рынок финансовых услуг, нужно провести реформу банковской системы, создать благоприятные условия для кредитных организаций, - заявил корреспонденту "НГ" член НБС, зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков. - Кроме того, разрешать трансграничные услуги можно только после проведения налоговой амнистии, в противном случае государство на амнистии ничего не заработает. Известно, что немало капиталов уже выведено из страны, и если сейчас разрешить обслуживание в иностранных банках, то эти капиталы фактически легализуются".
И Анатолий Аксаков и другие члены НБС вчера "озвучивали" свои предложения по корректировке банковской стратегии. Случай для этого выдался самый подходящий, поскольку ЦБ вынесло на заседание совета проект закона о валютном регулировании, второе чтение которого в Думе состоится осенью. Их предложения, конечно, будут приняты к сведению, но вряд ли Центробанк пойдет на серьезное изменение концепции закона. "Я не думаю, что после совета банковская стратегия будет серьезно изменена", - еще до заседания сказал Аксаков. Ситуация вокруг новой версии закона о валютном регулировании и так накалена до предела, и запрещать бизнесу обслуживаться в иностранных банках - значит еще больше обострять отношения с лоббистами от крупного бизнеса.
Между тем уже ранее принятые и утвержденные положения Стратегии развития банковского сектора не выполняются. Не принят ни один из ключевых законопроектов, связанных с реформой банковского сектора, - ни о страховании банковских вкладов, ни о кредитных бюро, ни об изменении правового статуса кредитов, обеспеченных залогом. Внедрение международных стандартов финансовой отчетности перенесено с января на 1 октября 2004 года, что, по сути, означает откладывание данной реформы еще на год. "Именно на этих вопросах ЦБ и нужно сосредоточиться в первую очередь", - заявила "НГ" вице-президент Сити-банка Наталия Николаева. "Нынешняя Стратегия развития банковского сектора была принята уже довольно давно и устарела, ее сроки не выдерживаются", - отметил в беседе с корреспондентом "НГ" аналитик фонда "Центр развития" Дмитрий Лепетиков. "Непонятна позиция правительства, которая явно способствовала переносу этих законов: то ли речь идет о переносе сроков, то ли об изменении точки зрения правительства", - заявил председатель Наблюдательного совета компании "Реннесанс-Капитал" Александр Шохин. По мнению Шохина, нынешнюю ситуацию с банковской реформой можно охарактеризовать как торможение. Правда, и без помощи со стороны властей банковская система России развивается. В списке 25 крупнейших банков Центральной и Восточной Европы - 14 российских, причем наши (Сбербанк, Внешторгбанк и Газпромбанк) составляют в нем первую тройку.