Фармацевтический бизнес в России оказался убыточным для иностранцев. Корпорация ICN Pharmaceuticals продала все свои российские активы компании Millhouse Capital за 55 млн. долл. - за сумму, чуть большую, чем 50% объема ежегодных продаж ICN Russia (около 100 млн. долл.) Впрочем, фармацевтический бизнес не является новым для Millhouse Capital, которая представляет финансовые интересы акционеров "Сибнефти". Этой управляющей компании принадлежат витаминный завод "УфаВита" и сеть аптек "Будь здоров". Аналитики утверждают, что сделка приведет к дальнейшей консолидации фармакологического рынка и увеличению на нем доли сетевых аптек.
В прошлом году акционеры ICN Pharmaceuticals добились смещения создателя компании Милана Панича с поста руководителя. Новый президент компании Роберт О"Лири разработал план реструктуризации ICN, который включал продажу бизнеса в России и постепенный уход с рынков Восточной Европы. "Продажа нашего российского бизнеса - это существенный шаг вперед для компании, - прокомментировал он сделку. - Средства, полученные от сделки, будут вложены в дальнейший рост ICN". Продажу фармацевтического бизнеса в России консультировал Альфа-банк, в марте был объявлен конкурс, в котором помимо Millhouse Capital приняли участие крупные продавцы лекарств "Аптечная сеть 36,6" и "Протек". Однако управляющая компания смогла предложить на 5 млн. долл. больше, чем ближайший конкурент, и активы ICN Russia: пять фармацевтических заводов, сеть из 96 аптек, офис и товарные знаки, кроме самого логотипа ICN, - достались ей.
Председатель совета директоров Millhouse Capital Евгений Швидлер считает, что сделка крайне важна для его компании, которая собирается расширить свою деятельность за счет участия в быстро растущих отраслях российской экономики. "ICN подготовила солидную базу, на основе которой мы намерены построить крупнейшую в России фармацевтическую компанию", - говорит он. Действительно, фармацевтический бизнес является одним из самых прибыльных в России. "Лекарства являются товарами первой необходимости, поэтому покупать их будут в любом случае, - считает финансовый аналитик Brunswick UBS Владимир Савов. - Но в России мало сетей - основную часть рынка занимают независимые аптеки. Во всем мире ситуация противоположная".
Очевидно, именно поэтому компания ICN решила продать свой бизнес в России. Масса независимых аптек, зачастую торгующих дешевыми поддельными лекарствами, не дает развиваться сетям, в которых медицинских препараты действительно дороже. Аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Кривошапко считает, что "рентабельность ICN в России намного ниже, чем у аналогичных компаний". В последние годы ICN Russia потерпела ряд неудач, после чего из нее ушли сразу несколько российских топ-менеджеров - Андрей Козырев, Сергей Грызунов и Андрей Макаров. ICN пыталась исправить положение, отказавшись от системы дистрибьюторов в России, однако и это не помогло улучшить финансовые показатели.
Возможно, у ICN Russia просто не хватило "административного ресурса", без которого борьба с конкурентами в России практически невозможна. В лоббистских возможностях Millhouse Capital сомневаться не приходится. Поэтому вполне вероятно, что активная деятельность Millhouse Capital на фармацевтическом рынке благоприятно скажется на потребителе, так как ускорятся законодательные процессы борьбы с поддельными лекарствами и полузаконными аптеками.
Если Millhouse Capital правильно проведет реструктуризацию купленного бизнеса, компания, по мнению Алексея Кривошапко, "войдет в число ведущих игроков фармацевтической отрасли и будет способствовать ее дальнейшей консолидации. Сделка приведет к созданию крупнейшей в России производственной фармацевтической группы". С ним согласен и аналитик Brunswick UBS Владимир Савов. "Аптечные сети в России имеют довольно большой потенциал роста, - говорит он. - Скорее всего Millhouse Capital привлекает именно это".
Как бы там ни было, фармацевтический рынок ждут серьезные перемены, и приспосабливаться к ним придется и сетям, и независимым аптекам, и их клиентам.