На прошедшей вчера конференции, посвященной стратегии развития энергокомплекса, представители Министерства экономического развития и торговли и РАО "ЕЭС" подробно рассказывали, как идет энергетическая реформа и каковы ближайшие планы властей на этот счет. Глава департамента реструктуризации естественных монополий МЭРТ Вячеслав Кравченко, в частности, сообщил о деталях расчерченного и одобренного правительством плана мероприятий на ближайшие годы.
В конце нынешнего - начале следующего года должен быть запущен конкурентный оптовый рынок электроэнергии с нерегулируемыми ценами, через который будет пропускаться от 5 до 15% всей производимой в стране электроэнергии - так называемый "рынок 5-15". На основе результатов функционирования этого рынка будет приниматься решение о постепенном увеличении доли пропускаемой через него генерации. В 2005 году начнется запуск либерализованных розничных рынков электроэнергии в тех регионах, где для этого созреют условия. С 2006 года запустят процесс тотального перехода к свободному рынку электричества и на розничном (в регионах), и на оптовом уровне. Этот процесс должен окончательно завершиться к 2008 году.
Параллельно всем этим процессам будет происходить реструктуризация региональных энергетических компаний. Каждое АО-энерго будет разделено на генерирующую, сетевую и сбытовую компании, при этом некоторые находящиеся в регионах крупнейшие электростанции передадут в распоряжение создаваемых на федеральном уровне оптово-генерирующих компаний. По каждому региональному АО-энерго разработают план реструктуризации, который должен быть одобрен субъектом Федерации, Министерством по антимонопольной политике, РАО "ЕЭС России" и правительственной комиссией. Все планы реструктуризации утвердят в течение 2003-2005 годов, а сама реструктуризация завершится в 2005-2006 годах.
Как разъяснил публике зампредседателя правления РАО "ЕЭС России" Вячеслав Синюгин, в результате реформы в России появится огромное количество новых компаний. Во-первых, все крупнейшие электростанции войдут в состав 10 оптово-генерирующих компаний (ОГК). Оставшиеся электростанции местного значения будут принадлежать территориальным генерирующим компаниям (ТГК), которых, по плану реформы, должно остаться около 20. Все магистральные сети войдут в Федеральную сетевую компанию (ФСК), уже учрежденную РАО "ЕЭС России". А выделенные из нынешних региональных АО-энерго местные сети поступят в управление Межрегиональной распределительной сетевой компании (МРСК), имеющей дочерние структуры на уровне федеральных округов. Наконец, во всех регионах создадут "гарантирующих поставщиков" - посреднические сбытовые компании, которые по закону будут обязаны снабжать электроэнергией любого потребителя. Гарантирующие поставщики смогут получать от государства покрытие убытков при снабжении некоторых бюджетных организаций и неимущих слоев населения. Все гарантирующие поставщики вольются в еще один холдинг - по-видимому, именно за ним сохранится название РАО "ЕЭС России". Этот же холдинг станет управлять нереформируемыми АО-энерго (прежде всего дальневосточными).
К началу осени правительство должно одобрить правила недискриминационного доступа независимых производителей к электросетям. Эти правила определят условия заключения договоров, закрепят требование заключать одинаковые договора со всеми производителями и, кроме того, конкретизируют критерии возможности подключения генератора к сети.
Новая система управления энергетикой требует принятия огромного количества постановлений и норм, но ни в Минэкономразвития, ни в РАО "ЕЭС России" не сомневаются, что эта работа будет выполнена.