Как рассказал во вторник замначальника 2-го оперативно-разыскного бюро ГУБЭП Службы криминальной милиции Юрий Захаренков, МВД обеспокоено тем фактом, что нелегальная алкогольная продукция теперь выпускается на крупных ликероводочных заводах. Иными словами, нелегальной сегодня считается не некачественная водка (она ведь сходит с тех же линий, что и обычная, и ничем ей не уступает), а та, с которой не уплачены налоги и акцизы. Кустарные производства, продукцией которых можно было отравиться, сходят на нет, поскольку риски с ними связаны большие, а доходов они приносят все меньше.
От незаконного производства и оборота алкоголя государство ежегодно теряет 8-12 млрд. руб. Эта цифра позволяет предположить, что примерно 20% реализуемых в России горячительных напитков - "левые". В 2002 году правоохранительные органы выявили 339,3 тыс. нарушений, связанных с продажей и производством спиртных напитков и спиртосодержащих жидкостей, а за 1-й квартал 2003 года - 51,5 тыс. нарушений. Кроме того, сейчас из-за рубежа (из Турции, Китая, Германии) в Россию ввозится огромное количество поддельных акцизных марок. Например, недавно оперативники изъяли партию в 480 тыс. марок, сделанных в Китае. Качество их, отмечают в МВД, очень высоко.
Основная проблема сегодня в том, что выявить, производит завод попутно нелегальную водку или нет, очень сложно. Есть факты по Кабардино-Балкарии, где сотрудники правоохранительных органов пресекли изготовление компанией "Экистон" 140 тыс. бутылок неучтенной водки. Если бы не усилия МВД, государство недополучило бы 1,9 млн. руб. По другим крупным заводам, в частности по "Кристаллу", информации нет. Правда, в продаже обнаружена контрафактная водка "Гжелка", но это еще не означает, что она выпущена именно на "Кристалле".
"Нелегально производятся и подделываются в основном брэнды, предназначенные для среднего покупателя, ценой не более 100 рублей", - говорит начальник отдела ГУБЭП МВД Игорь Буланов. Это водка "Столичная", "Русская" и прочие известные марки. Дорогой коньяк практически не подделывается, но часто ввозится контрабандой; причем в 2003 году случаев контрабанды стало существенно больше. На рынке вина ситуация иная: там вовсю используют чужие товарные знаки, не имея лицензионных договоров. Соответственно качество оставляет желать лучшего. В основном нелегальная водка поставляется на оптовые рынки. В больших московских магазинах, по словам Игоря Буланова, ее встретить сложно, так как там строго следят за происхождением товара.
С 2004 года акцизы на спирт должны подняться на 10%, а на крепкие спиртные напитки - на 18%. "Все увеличения акцизов на первом этапе приводят к увеличению объема подпольной алкогольной продукции, но потом ситуация обычно стабилизируется", - полагает Игорь Буланов. Остается добавить, что с 2004 года недополучать деньги из-за нелегального оборота алкоголя будут не федеральный, а местные бюджеты, которым "отдали" поступления от акцизов на алкоголь взамен отмененного налога с продаж. Может быть, местным властям, которые лучше знакомы с ситуацией в своих регионах, будет легче разобраться с незаконным производством.