Вчера состоялся первый публичный выход преемника Евгения Наздратенко, нового председателя Госкомрыболовства Александра Моисеева (официально он назначен на эту должность в мае). Впервые под его председательством прошло заседание коллегии рыболовного комитета, в котором приняли участие представители регионов и рыбохозяйственных организаций.
В отличие от предшественника Моисеев в рыболовной отрасли - человек со стороны. Кадровый военный, после выхода в отставку в 1996 году работал в Министерстве обороны, в аппарате правительства, был помощником премьер-министра Михаила Касьянова, а уже с этой должности получил назначение в Госкомрыболовство.
Возможно, о новой эпохе в истории рыболовного ведомства свидетельствует тот факт, что на всем протяжении коллегии не было произнесено ни одного слова против Минэкономразвития и организуемых им аукционов по распределению квот на вылов биоресурсов. Хотя разговор шел именно о квотах. На этот раз внимание Госкомрыболовства привлекли те квоты на вылов, которые предоставляются рыбакам иностранных государств. Оказывается, иностранцы очень плохо их используют. Например, за 5 месяцев этого года в Дальневосточном бассейне японцы освоили только десятую часть всех выделенных им квот, корейцы - 7,6%, китайцы вообще не начинали промысел. Правда, многие участники заседания выражали недоверие цифрам статистики, основанным на ежедневных сообщениях ведущих промысел иностранных кораблей, а также на отчетах находящихся на этих кораблях инспекторов Федеральной пограничной службы. Но, так или иначе, цифры официальные и других нет.
Квоты бывают двух видов. Одни предоставляются в обмен на аналогичные квоты в территориальных водах зарубежных стран. Здесь никакой проблемы нет: наши рыбаки используют свою возможность ловить рыбу в чужих водах гораздо лучше, чем (по статистике) иностранцы в наших водах. Но есть еще квоты, предоставляемые за деньги. И тут имеется проблема: не использованные японцами квоты означают недополученные российским бюджетом доходы. В представлении Счетной палаты говорится, что Госкомрыболовство выполняет бюджетное задание только на 44%: комитет должен дать в казну 1,5 млрд. руб., а контрактов с иностранными рыболовными предприятиями пока заключено только на 657 млн. Между тем иностранные квоты могли бы быть освоены и нашими рыбаками, что дало бы не только деньги бюджету, но и рабочие места. Поэтому коллегия Госкомрыболовства приняла два стратегических решения: во-первых, продолжать политику постепенного снижения величины квот, предоставляемых иностранцам; и во-вторых, обратиться в правительство, чтобы еще до начала осени перераспределить не выбранные иностранцами квоты в пользу российских рыболовецких предприятий.
Кстати, на заседании коллегии выяснилось, что состояние расчетов с иностранцами за проданные квоты оставляет желать лучшего, причем виной этому часто становится юридическая безграмотность российских чиновников. Банкротства иностранных рыболовецких предприятий привели к образованию долга на несколько миллионов долларов. Расчеты часто происходили без заключения контрактов с иностранными рыбаками - и это резко осложняло положение, если покупатели квот оказывались недобросовестными. Было странно слышать, когда глава ФГУП "Нацрыбресурс" Андрей Тарасенко рассказывал, что, оказывается (!), гарантии, предоставленные некой японской рыболовецкой ассоциацией, не имели юридической силы.
"Здесь надо найти каких-то юристов, международников, у которых была практика соответствующей работы", - задумчиво сказал Александр Моисеев. И хотя с мудростью этой мысли спорить нельзя, удивительно, почему этого до сих пор не было сделано - учитывая, что Госкомрыболовство отвечает за международные расчеты на десятки миллионов долларов.