С введением обязательного страхования автогражданской ответственности многих владельцев машин с высокой страховой культурой (то есть уже застраховавших свою ответственность) ждали два неприятных сюрприза.
Во-первых, для некоторых автовладельцев стоимость обязательного полиса оказалась выше, чем у добровольного. Во-вторых, глава департамента страхового надзора Константин Пылов заявил, что действующие на момент введения системы добровольные полисы в системе обязательного страхования учитываться не будут.
В принципе прикинуть стоимость страховки для себя лично - с учетом повышающих и понижающих коэффициентов - уже сегодня может каждый. Соответствующий страховой калькулятор находится по адресу http://www.allinsurance.ru/calc/. Специалисты уверяют, что однозначно утверждать, что страховка подорожает, по меньшей мере некорректно.
"Сравнивать стоимость добровольного и обязательного страхования в общем случае сложно, это корректно делать только на конкретных примерах, - говорит начальник отдела маркетинга департамента комплексного страхования "Ингосстраха" Игорь Александров. - Скажем, в Москве для водителя "Жигулей" в возрасте 30-40 лет с приличным водительским стажем, который ездит на машине один, но круглый год, цена обязательного полиса составит 3960 рублей (130 долл.), в то время как в нашей компании добровольное страхование с минимально возможным лимитом обошлось бы в 163 долл. А, скажем, владелец иномарки небольшой мощности (до 80 л.с.), заплатил бы по добровольному полису чуть меньше, чем по обязательному".
Однако многих из тех, кто захотел и смог приобрести полис добровольного страхования АГО, ждет на первый взгляд очень неприятный сюрприз. Выяснилось, что в системе обязательного АГО добровольные полисы не действуют - а стало быть, их владельцев будут штрафовать за отсутствие обязательной страховки сотрудники ГАИ точно так же, как и тех, кто будет злостно нарушать закон, просто не купив никакого полиса.
Логика, приведшая чиновников к этому решению, такова. Во-первых, на рынке должны работать только компании, получившие лицензии Минфина, для чего надо было соответствовать достаточно жестким требованиям. Во-вторых, полис страхования ответственности должен быть единого образца - чтобы не получилось так, что, решив сэкономить, некто приобрел бы страховку с лимитом покрытия в 1000 долл. и не смог ответить по своим обязательствам.
Впрочем, крупные компании, в подавляющем большинстве получившие лицензию на АГО, готовы прийти на помощь своим клиентам с действующими полисами страхования добровольного страхования автогражданской ответственности. Та часть уплаченной премии, которая осталась неиспользованной, может быть зачтена при продаже клиенту полиса обязательного страхования АГО. Иными словами, если к 1 июля на руках у клиента оказывается полис со сроком действия еще на три месяца, четверть уплаченной за него суммы ему зачтут при продаже нового. Если этих денег не хватит, придется доплатить. Если их окажется больше, страховщики предложат дополнительное покрытие.
Последнее, кстати, далеко не лишняя услуга. Дело в том, что полис обязательного страхования АГО имеет лимит страхового покрытия в 120 тысяч рублей при аварии без жертв и 160 - с жертвами. Кроме того, в последнем случае имеется лимит в дополнительные 240 тысяч рублей по страхованию жизни. Для столицы не слишком большая сумма. Достаточно сказать, что стандартный добровольный полис в Москве предусматривает ответственность в размере до 10 тысяч долл., причем без разбивки на ущерб и страхование жизни. О том, в каком случае страховое покрытие выше, как говорится, можно спорить.
Кстати говоря, приобретать полисы обязательного страхования АГО должны будут и водители-иностранцы, въезжающие на своем авто в страну. Для них будет организована продажа полисов на пограничных переходах - соответствующий пул создали крупнейшие российские компании. При этом иностранным автовладельцам не придется приобретать полис сроком на год - для них будут введены специальные краткосрочные договора обязательного страхования АГО.
Видимо, в результате введения "автогражданки" могут вырасти цены на пассажирские и грузоперевозки. Конечно, пока компаниям приходится самим решать, как быть с бюджетом на 2004 год - закладывать туда расходы на страховку или нет. Некоторые предпочитают подождать, пока ситуация не прояснится. Так, в компании "Москва-такси" пока не учитывают в бюджете на 2004 год деньги на ОСАГО. Другие, как "Интуравто", напротив, учитывают. "Мы рекомендуем своим перевозчикам оформить полис уже сейчас, - сказали "НГ" в экспедиторской компании "Автодоставка", - и работаем уже только с оформившими обязательную страховку. При этом рекомендуем перевозчикам определенную страховую фирму, которая, по нашему мнению, хорошо себя зарекомендовала". А в транспортной компании "Каприз-Л" признались, что сейчас расходы на ОСАГО в бюджет закладывают, но скорее всего перенесут их на плечи водителей, не важно, работают ли те на своих машинах или на машинах компании. Соответственно поднимутся и цены на перевозки пассажиров. В целом перевозчики готовы платить и по сегодняшним тарифам (для такси он составляет 2965 рублей), и даже по еще большим - если бы за эти деньги действительно можно было получить качественную услугу. А если будет как всегда в России, то и ста рублей им будет жалко.
Наконец, некоторые эксперты - в том числе и высокопоставленные сотрудники МВД - опасаются того, что с введением массового страхования вырастет и число случаев страхового мошенничества. Однако страховщики настроены более спокойно.
"Я не думаю, что с введением обязательного автострахования рынок ждет волна страховых мошенничеств, - уверен начальник отдела маркетинга департамента комплексного страхования "Ингосстраха" Игорь Александров. - Все-таки по "автогражданке" организовать мошенничество сложнее, чем когда автомобиль застрахован по КАСКО (страхование ущерба и угона). Появятся, конечно, "народные умельцы", однако в системе обязательного страхования куда больше преград для мошенников. Да и на тесное сотрудничество с МВД мы рассчитываем".