На прошлой неделе Гознак уже начал печатать полисы обязательного страхования. К началу действия закона их будет оттиснуто уже 7,5 миллиона, чего, по расчетам экспертов Российского союза автостраховщиков (РСА), должно хватить на несколько месяцев работы. Между тем приближение новой эпохи в истории российского автомобилизма порождает нервозность и среди страховщиков, и среди политиков.
Группа депутатов, представляющих думские фракции "Единство", ОВР, а также группы "Народный депутат" и "Регионы России", направила председателю правительства России Михаилу Касьянову обращение Думы, в котором предлагается снизить установленные правительством размеры страховых взносов для легковых автомобилей граждан. Особое беспокойство депутатов вызывает то, что обязательное автострахование тяжелым бременем ляжет на малообеспеченных граждан. Первый зампред депутатской группы "Народный депутат" Аксаков также выразил уверенность в том, что осенью Госдума вернется к вопросу об обязательном страховании автогражданской ответственности и рассмотрит поправки к этому закону.
Комментируя попытки снизить базовый тариф, генеральный директор РСА Андрей Слепнев сказал: "Тарифы были получены с помощью арифметических расчетов, и депутаты не могут изменить законы арифметики, они не могут доказать, что дважды два - не четыре". По словам генерального директора страховой компании "РОСНО" Евгения Кургина, сегодня добровольное страхование автогражданской ответственности бесприбыльное, хотя оно осуществляется по тарифам более высоким, чем установленные правительством тарифы обязательного страхования. По оценкам Кургина, страховые взносы по обязательному автострахованию будут только на 80-90% покрывать сумму выплачиваемых премий. Опыт других стран показывает, что через 3-4 года после введения обязательного автострахования в страховом секторе может произойти всплеск банкротств. Тем не менее Кургин назвал принятый закон "достаточно совершенным", а попытки отсрочить его введение объяснил приближающимися парламентскими выборами.
На фоне приведенных Кургиным цифр остается загадкой, почему страховые компании так стремятся участвовать в страховании ответственности. В РСА 126 компаний-членов, из них 67 получили лицензии на осуществление обязательного автострахования. Некоторые эксперты говорят, что тарифы на самом деле не такие уж и невыгодные: например, для Москвы они были рассчитаны исходя из среднего ущерба в 800 долларов за ДТП. Между тем, по мнению автолюбителей, ущерб на такую сумму во время ДТП наносится довольно редко.
Есть и другие проблемы. Как признался корреспонденту "НГ" Андрей Слепнев, существующие методы определения суммы ущерба при ДТП не рассчитаны на столь массовое применение. В настоящее время РСА разрабатывает новую методику, готовит справочники по ценам на запчасти и ремонт в разных регионах России, но все эти документы будут готовы только к концу лета, а закон начинает действовать уже через неделю.
Кроме того, неясно, что делать с 2 миллионами автовладельцев, приобретших полисы добровольного страхования гражданской ответственности. И хотя в страховых кругах поговаривают о необходимости их конвертации в полисы обязательного страхования, разработка механизмов такой конвертации оставлена на усмотрение самих страховых компаний.