Вчера завершил работу 45-й Международный авиакосмический салон в Ле Бурже. В ходе работы выставки заключено четырехстороннее соглашение между европейским авиакосмическим гигантом EADS, крупнейшим европейским производителем ракетной техники MBDA, АВПК "Сухой" и "Рособоронэкспортом" о сотрудничестве в разработке оборонных систем нового поколения, совместном послепродажном обслуживании поставленной авиатехники и ее модернизации. Данное соглашение, очевидно, следует рассматривать в контексте ведущихся работ по созданию российского истребителя пятого поколения и предпринимаемых Министерством обороны РФ усилий по организации широкого международного сотрудничества в рамках данного проекта. Пока же интеграция ракет и авионики западного производства на основных экспортных истребителях Су-30МК и различных модификациях марки "Сухого" позволит существенно увеличить экспортный потенциал этих самолетов. На салоне также были уточнены последние детали по проекту "Союз-Куру", предусматривающему запуск российских ракетоносителей с расположенного на экваторе французского космодрома Куру, что позволяет увеличить грузоподъемность с 1,5 до 4 тонн и снизить стоимость выводимой на орбиту полезной нагрузки.
В целом салон сложился удачно для российских участников: хотя "Сухие" и МиГи не смогли прилететь в Париж из-за угрозы ареста со стороны швейцарской фирмы "Нога", это не слишком заметно повредило российскому флагу. В этих условиях основное внимание экспертов и посетителей выставки переключилось на машины ОКБ имени Яковлева - учебно-боевой самолет Як-130 и учебно-тренировочные Як-52 и Як-54. Проведенные переговоры показали стабильный интерес со стороны целого ряда стран к Як-130, что объясняется совершенной аэродинамикой и большой тяговооруженностью новой машины. Плюс ко всему этот самолет принят на вооружение российских ВВС, что является одним из основных условий, выдвинутых иностранным заказчиком.
Еще одним успехом ОКБ имени Яковлева стало подписание в завершающий день работы выставки контракта на продажу во Францию четырех учебно-тренировочных самолетов Як-54. По оценкам экспертов, в ближайшее время могут быть заключены еще несколько аналогичных соглашений. Интересно отметить, что Советский Союз впервые принял участие в Парижском авиасалоне в 1934 г., представив спортивный самолет АИР-9, который разработало все то же ОКБ имени Яковлева.
Следующим крупным форумом, где примут участие предприятия отечественной оборонки, станет первый военно-морской салон в Санкт-Петербурге, который начнет работу 25 июня. А в августе состоится салон МАКС в Жуковском. Свое участие в нем уже подтвердили гранды мировой авиапромышленности.
Ле Бурже