В минувшую пятницу состоялась встреча представителей АРБ с председателем ЦБ Сергеем Игнатьевым. По словам президента АРБ Гарегина Тосуняна, обсуждение проблем рефинансирования отечественной банковской системы затянулось на полтора часа и далеко не по всем вопросам удалось достичь компромиссов.
АРБ предложила включить в список инструментов, принимаемых в обеспечение по кредитам, субфедеральные бумаги, еврооблигации Российской Федерации, корпоративные облигации и векселя банков. Однако ЦБ согласился принять на разработку далеко не все предложения; "наибольшего взаимопонимания" удалось достичь лишь по еврооблигациям. АРБ удалось также договориться с Центробанком о сроках введения новых инструментов рефинансирования в действие. Но, сказал Тосунян, Сергей Игнатьев просил эти сроки прессе не называть: хватит и того, что АРБ постоянно отслеживает работу ЦБ. "Тем более что не так легко сейчас Игнатьеву и его коллегам выживать", - добавил Тосунян, приведя в пример попытки "отобрать" у ЦБ золотовалютные резервы или распределить его функции между другими ведомствами.
Впрочем, у ЦБ есть понимание, что необходимо расширять круг инструментов рефинансирования. "Банки зажаты и по срокам, и по объемам ресурсов, - сказал Тосунян. - У них короткие средства, потому что вкладчики не размещают вклады надолго. И это вопрос недоверия не к банкам, а к государству. А длинные активы предлагают западные банки, у которых цена ресурсов гораздо ниже. Мы поставили вопрос перед ЦБ: а заинтересован он вообще в развитии банковской системы, промышленного кредитования?" Договориться удалось до компромисса: если банки станут прозрачными, ЦБ готов расширить ресурсную базу.
В субботу произошло еще одно важное событие - ЦБ снизил ставку рефинансирования с 18 до 16%. Однако для коммерческих банков это не так важно, как кажется. "В отсутствие рефинансирования ставка рефинансирования является виртуальной величиной, - сказал Гарегин Тосунян. - Ставки привлеченных ресурсов от того, что ее снижают, не уменьшаются, но если уменьшена ставка рефинансирования, а уровень инфляции не снижается и ничего не делается для оживления рынка, то чего ради должны снижаться пассивы? Так или иначе, уменьшение ставки, конечно, приведет к увеличению объема рефинансирования. Но с перестраховкой нашего Центробанка к резкому увеличению объема это все равно не приведет из-за инструментарного дефицита".