Российское железнодорожное ведомство впервые решило прибегнуть к лизингу для обновления подвижного состава. В рамках инвестиционной программы железнодорожного транспорта на этот год предусмотрены закупки электровозов и вагонов на общую сумму 37 млрд. руб., из них на 10 млрд. руб. - по лизингу. И вот в апреле был объявлен конкурс для лизинговых компаний, способных профинансировать эти закупки. Что интересно, ни одна зарубежная лизинговая компания в конкурсе участвовать не стала. Зато российские лизингодатели проявили высокую активность: первоначально был выкуплен 31 комплект конкурсной документации. Затем в конкурсную комиссию МПС поступило 19 заявок на общую сумму 53 млрд. руб. - то есть лизинговое сообщество готово было дать железнодорожникам денег в 5 раз больше, чем тем было нужно.
И вот наконец недавно были подведены итоги конкурса. По его результатам были выбраны 5 лизинговых компаний - "РосБР-Лизинг", "ВТБ-Лизинг", "Альфа-Лизинг", "Инпромлизинг" и "Лизинговая компания". На предоставляемые этими компаниями 10 млрд. руб. МПС приобретет 36 локомотивов, 3,5 тысячи вагонов, цистерн и платформ и еще на 1 млрд. руб. - различной путевой техники. Фактически речь идет о кредите, предоставляемом на срок менее 6 лет под 16,5% годовых. Процент довольно высокий - но, как заявил первый заместитель министра путей сообщения Владимир Якунин, для МПС он приемлем и выгоден. На вопрос корреспондента "НГ", почему же в таком случае министерство не закупает по лизингу всю необходимую технику, Якунин ответил, что МПС было бы конечно радо расширить свои закупки, но утвержденная коллегией МПС и правительством инвестиционная программа ставит жесткие ограничительные условия. Вагоны и локомотивы должны поступить железнодорожникам уже в начале будущего полугодия.
Следует обратить внимание, что 2003 год вполне может стать переломным с точки зрения обновления основных фондов железных дорог. Пока их износ составляет около 60%, при этом износ парка тепловозов приближается к 75%. МПС считает, что для его нормального функционирования необходимо 200 млрд. руб. инвестиций в год. Между тем правительство утвердило в 2003 году инвестпрограмму только на сумму 122 млрд. руб. Тем не менее закупки техники резко увеличиваются. Так, если в прошлом году МПС закупило 40 локомотивов и 1,7 тыс. вагонов, то в нынешнем году объемы закупок должны увеличиться в несколько раз и достигнуть 90 локомотивов и почти 10 тыс. вагонов.
И лишь одно обстоятельство вызывает сомнения. В январе, то есть до проведения конкурса, министр путей сообщения Геннадий Фадеев заявлял, что МПС начинает большую лизинговую программу и уже заключило соответствующие соглашения с Внешторгбанком и "некоторыми другими компаниями". И действительно, среди победителей конкурса можно увидеть структуру Внешторгбанка "ВТБ-Лизинг". Откровенный ответ на вопрос, не были ли результаты тендера предрешены, получить крайне сложно.