12 июня начал вещание федеральный канал "Спорт", созданный ВГТРК "Россия" совместно с НТВ+Спорт. Первые четыре дня он покрывал лишь около 5% территории столицы. Однако не исключено, что после того, как Минпечати приостановит лицензию на вещание ТВС, "Спорт" временно займет эту частоту и получит возможность заявить о себе в полный голос. Впрочем, никто и не сомневался, что в любом случае трудности с покрытием у детища ВГТРК будут временными.
Другое дело, что и до "Спорта" в России уже существовал общедоступный - в отличие от НТВ+Спорт и НТВ+Футбол, за просмотр которых необходимо вносить абонентскую плату и устанавливать оборудование, - спортивный канал, созданный на средства "ЛУКОЙЛа", - 7ТВ.
С запуском канала "Спорт" судьба 7ТВ была поставлена под большой вопрос: найдется ли в России достаточное количество рекламных бюджетов, выделенных под спорт, чтобы содержать 2 канала? Тем более что, несмотря на платный статус, рекламу привлекают и спортивные каналы НТВ+.
Неудивительно, что в последнее время появились слухи о том, что спортивный канал 7ТВ скоро прекратит свое существование. Будто бы все дело в чрезвычайно низких рекламных поступлениях, по некоторым данным, они составляют всего около 50 тыс. долл. в месяц. С таким объемом сборов на самоокупаемость не выйти даже столичной газете, что уж говорить о федеральном телеканале.
Основания для этих слухов есть. Тем более что пытающийся стать национальным спортивным каналом 7ТВ до сих пор с трудом находит своего зрителя, хотя перспективы его сначала выглядели неплохо. Исследовательская компания Comcon Media приводит такие данные темпов роста недельной аудитории 7ТВ: третий квартал 2002 года - 4,6%, четвертый квартал 2002 года - 6,2%, первый квартал 2003 года - 8,2%. Сам телеканал определяет себя как "национальный общедоступный спортивный" и сам же прибавляет - "в будущем". Пока он осуществляет собственное вещание в 30 крупнейших городах европейской части России, включая Москву и Санкт-Петербург (однако в Москве его принимает очень небольшое число телезрителей, а качество приема оставляет желать лучшего), а по договорам - более чем в 250 городах. К концу года руководство 7ТВ планировало увеличить аудиторию до 300-350 городов. По данным экспертов, весной этого года доля зрителей телеканала 7ТВ среди общего числа зрителей составляла не более 1%.
"7ТВ сейчас имеет минимальную долю в общем объеме телерекламы - 0,7%, - считает вице-президент рекламного агентства Sorec media Андрей Якушин. - Во многом это связано с техническим распространением канала. Не секрет, что в Москве его очень плохо видно, хотя по иронии судьбы в области видно хорошо. Но, так или иначе, и рекламодатели, и агентства ориентируются на аудиторию и действуют исходя из принципа "если не видно, значит, не существует". Кроме того, программное наполнение 7ТВ далеко от идеального, а товары, которые там могут рекламироваться, достаточно специфичны. И, например, реклама шампуней на 7ТВ выглядела бы не очень уместно. Те же производители, для которых аудитория спортивного ТВ интересна, не имеют достаточного бюджета, чтобы эффективно выходить с рекламой на телевидение. Примером в плане рекламной политики для 7ТВ может стать канал "Евроспорт".
Якушин считает, что перспективы 7ТВ туманны, хотя не исключает благоприятного развития событий. Если будет расширяться линейка рекламируемых товаров (это могут быть часы, автомобили, спорттовары и спортинвентарь) и расти рекламный рынок в целом (а этот рост эксперты прогнозируют на 2003 год), то все не так уж плохо. Но нельзя ожидать, что на спортивный канал скоро польется золотой дождь. По мнению вице-президента Sorec media, 7ТВ очень бы помог приход трех-четырех крупных рекламодателей, таких как Samsung, а для начала хотя бы одного, за которым потянулись бы все остальные. Не исключено, что в будущем появятся средние и мелкие рекламодатели с бюджетами 50-100 тыс. долларов. Однако рекламные перспективы 7ТВ - вопрос комплексный, тут нужно и более качественное программное наполнение, и больший охват аудитории.
Впрочем, говоря о положительном сценарии развития 7ТВ Якушин специально оговорился, что он возможен в случае государственной поддержки телеканала. Однако после создания на базе государственного ВГТРК спортивного канала такая поддержка маловероятна - ведь, поддерживая 7ТВ и перетаскивая туда часть бюджетов, государство будет "топить" "Спорт".
Поэтому многие эксперты рынка рекламы видят будущее 7ТВ преимущественно в черных тонах. По словам топ-менеджера одного из крупнейших рекламных агентств, пожелавшего остаться неизвестным, ситуация с 7ТВ достаточно сложная, особенно теперь, когда идет речь о возможной передаче шестой кнопки каналу "Спорт" (об этой инициативе Минпечати стало известно в среду, 18 июня). Если такой федеральный канал будет создан на метровом диапазоне, дела дециметрового 7ТВ будут плохи. Кроме того, грядет очень важный в спортивном плане 2004 год, год Олимпиады и гонок "Формулы-1". Права на их трансляцию уже закупил ВГТРК и, естественно, скорее всего передаст их будущему федеральному спортивному каналу. "В этой связи ничего оптимистичного для 7ТВ я не вижу, - говорит источник "НГ". - Все будет зависеть от того, какой сорт телепродукта этот канал сможет предложить, какие контракты буду заключены на 2004 год. Тем более исследования говорят о том, что зрителям надоело смотреть матчи испанских и итальянских футбольных чемпионатов, и уже хочется увидеть свой, российский чемпионат".
В организации федерального спортивного канала на шестой кнопке для 7ТВ кроется и еще одна неприятность: в этом случае "Кросс медиа", дочерняя структура "Видео Интернешнл", до сих пор продававшая рекламу на 7ТВ, больше не сможет этого делать, так как будет заниматься ТВ "Спорт". Телеканалу придется решать, продавать ли рекламу самому или нанимать какое-то и какое именно агентство. Проблема состоит в том, что второй значимый игрок рынка телерекламы - "НТВ-медиа" - также продает рекламу на своих спортивных каналах (НТВ+Спорт и НТВ+Футбол). Симптоматичным выглядит тот факт, что представители "НТВ-медиа" от комментариев касательно дальнейшей судьбы 7ТВ отказались.