Созданная в 1992 году британская консалтинговая компания Autopolis обнародовала свой прогноз мирового автомобильного рынка в 2010 году. По прогнозу британцев, через семь лет АвтоВАЗ войдет в десятку крупнейших мировых производителей, увеличив свою долю мирового рынка в полтора раза - с нынешних 1,4% до 1,9%.
К 2010 году Autopolis, несмотря на завершение консолидации GM ряда азиатских производителей, прогнозирует снижение доли шести крупнейших концернов до 68%. На долю 10 крупнейших мировых производителей, по прогнозу британских аналитиков, будет приходиться не более 82% мирового рынка. Японских, корейских, американских и европейских производителей потеснят их коллеги из развивающихся стран - Китая, России, Индии и Ирана.
Американский рынок находится в фазе спада. Несмотря на мощные промоушн-акции, дисконты и распродажи, аналитики ожидают 15% спада спроса в этом году. Европейский и азиатский (за исключением Китая и Таиланда) рынки стагнируют. В итоге Autopolis ожидает спада рынка на 5% в 2003 году и в 2004-м.
Впрочем, начиная с 2005 года продажи автоконцернов начнут расти примерно на 5-6% в год. По прогнозу Autopolis, к 2010 году они составят 119% к уровню 2002 года. Этот рост будет достигнут во многом за счет производителей из развивающихся стран.
На крупнейших мировых рынках - европейском и японском - роста продаж в ближайшие семь лет не намечается, а в Северной Америке он будет достигнут исключительно за счет Мексики. Зато в Центральной и Восточной Европе, странах Юго-Восточной и Центральной Азии, Южной Америке продажи авто вырастут в полтора раза.
Причина бурного роста на этих рынках - огромный неудовлетворенный спрос со стороны местного населения. При этом, с одной стороны, во всех этих странах растут доходы граждан. С другой - местные производители создают и запускают в серию автомобили с доступной для масс ценой.
Индийская Tata, которой Autopolis предрекает увеличение доли мирового рынка почти в три раза всего за семь лет, недавно выпустила автомобиль стоимостью в 2 тысячи долларов. Производство на российском заводе "Ижмаш", собирающем снятую с конвейера ВАЗа "классику", растет, кстати, примерно такими же темпами и по той же причине - цена продукции этого производителя не превышает 4 тысяч долларов.
Огромное преимущество в более низкой, чем у мировых лидеров, себестоимости и позволит мелким пока компаниям из развивающихся стран теснить на рынке гигантов автопрома. Впрочем, эксперты Autopolis отмечают также, что, несмотря на членство в ВТО (или стремление вступить в эту организацию), производители Китая, Индии и России достаточно неплохо защищены таможенными барьерами.
В результате две компании - из Индии и Ирана - войдут в Top 15 крупнейших мировых компаний, а еще три - две китайские и одна российская - к 2010 году упрочат в нем свои позиции. Причем АвтоВАЗу, по мнению Autopolis, удастся войти даже в число десяти крупнейших мировых производителей, потеснив Fiat и наступая на пятки BMW. Насколько вазовский автомобиль сравнится с продукцией этих компанией по качеству, в докладе не говорится.